Физическое воспитание

11 Марта 2020
Физическое воспитание - это система мероприятий развивающего, совершенствующего и корректирующего (исправительного) характера, призванных способствовать физическому развитию мальчика, подростка, юноши (соответственно, девочки, подростка, девушки), укреплять их здоровье, обеспечивать овладение ими жизненно важными двигательными навыками и умениями, высокой умственной и физической работоспособностью, готовить к трудовой деятельности. В то же время физическое воспитание способствует также развитию настойчивости, воли, целеустремленности.

Средствами физического воспитания являются разнообразные и выполняемые в различных условиях физические упражнения, подвижные игры, спорт (следует подчеркнуть, что занятия спортом должны подчиняться основной задачей физического воспитания), а также закалки. Организационными формами физическому воспитанию является утренняя гимнастика (зарядка) уроки физической культуры в школе, занятия в спортивных секциях и детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ).

Суть физического воспитания сводится к трем основным моментам.

Во-первых, это регулярное упражнение различных групп мышц, суставов и связок, способствует наилучшему развитию их функций, а также скоординированности.

Во-вторых, это определенная нагрузка, которое производит тренирующий влияние в системе обеспечения движения - дыхательную, сердечно-сосудистую, на обмен веществ и энергии.

В-третьих, регулярное выполнение определенного количества разнообразных упражнений, выработка стремления и способности выполнять их правильно и в заранее определенном объеме, кроме совершенствования процессов регуляции движений, способствует и формированию таких важных черт характера, как настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание, способность к самооценке и самоконтролю, привычки, а затем и потребности твердо соблюдать определенные правила поведения.

Как отмечал основоположник учения о физическом воспитании Я. Ф. Лесгафт, «нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с достаточно слабым телом. Однако такое нарушение гармонии в строении и функциях организма не остается безнаказанным - оно неизбежно влечет бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике». Поэтому физическое воспитание является важной частью всего процесса воспитания подрастающего поколения.

В повседневной жизни ребенка есть много способов удовлетворения его потребности в движении.

Прежде всего следует создать мальчику условия для самостоятельной деятельности - достаточно место, свободную одежду, не затрудняет движения, игрушки, побуждающие к движению. Нужно также организовывать совместную игру ребенка со взрослыми или с другими детьми, во время которой он мог бы активно двигаться, согласовывать свои действия с окружающими, выполнять простейшие инструкции, связывая слово с действием «иди», «стой», «сядь». В детских дошкольных учреждениях для развития двигательной активности детей используют музыкальные занятия, способствующие развитию чувства ритма, способности распределять свои движения во времени. С маленькими детьми целесообразно заниматься зарядкой и гимнастикой. Задача гимнастики - выработать у ребенка правильную походку и чувство равновесия. При правильном стоянии и ходьбе линия опоры проходит через пятку и второй палец ноги в таком положении большой палец ноги немного приподнят. Чтобы выработать правильные навыки, используют упражнения в ходьбе, требующих точных движений; например, по нарисованной прямой линии, по лавкам различной ширины и высоты с переступанием при этом через какие-либо предметы, лежащие на них.
Задачей физического воспитания мальчиков более старшего возраста - дошкольного и младшего школьного - является совершенствование мышечного чувства - способности различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц, а также развитие способности правильно оценивать пространственно-временные отношения (то есть способности одновременно воспринимать много и целесообразно реагировать на то, что воспринимается).
Как отмечал И. М. Сеченов, в представлении о времени большую роль, чем слуховые, зрительные и осязательные ощущения, играют ощущения движению. Способность оценивать маленькие промежутки времени связана в основном с движением, например, ходьбой разной степени сложности. Мальчикам этого возраста рекомендуются подвижные игры, которые вовлекают в динамическую работу большие мышечные группы (мышцы живота, спины), а также бросание, ловля, метание на дальность и в цель разнообразных по форме легких предметов (волейбольных мячей, обычных маленьких и тряпичных мячиков и т.д.).

Для развития координации целесообразно сочетать движения рук и ног, постепенно усложняя их, а также танцевальные упражнения (подскоки, переменный шаг, приставной шаг, шаг галопа и др.) при этом важна законченность и простота танцевальной формы.

Целесообразно чередовать ходьбу и бег в различных сочетаниях, прыжки со скакалкой; для развития равновесия - ходьбу по скамейке или бревне различными способами. Важным моментом физического воспитания в этом возрасте является контроль за правильным выполнением упражнений и двигательных действий (по направлению и амплитуде за напряжением мышц, по ритму и темпу). Это нужно для обучения правильной технике движения, что в свою очередь важно в связи с большим прикладным значением многих движений (в труде, спорте, военном деле).

Следует иметь в виду, что иногда мальчики, правильно усвоив основные элементы техники прыжков, метания и других движений, во время игр выполняют их небрежно, не доводя движение до конца, не следя за полным его осуществлением. Поэтому надо заинтересовывать их в качественном выполнении движений, так чтобы от этого зависели результаты игры: показывать необходимость правильно, четко выполнять изученные приемы техники движения для выигрыша в игре.

Значительную часть упражнений мальчики должны проводить в положении, способствует разгрузке позвоночника - на коленях, лежа на животе или на спине. Нужно чередовать нагрузки с перерывами для отдыха. Следует остерегаться интенсивных нагрузок, поскольку в этом возрасте они могут тормозить рост и развитие организма.

У подростков задачи физического развития осложняется. Кроме закрепления всего того, что было достигнуто ранее, надо учить подростков основных разновидностей движения, устраиваются в различных по сложности условиях (преодоление полосы препятствий, игры, соревнования), дать основы спортивной техники с лыж, коньков, легкой атлетике, игр с мячом, а также закрепить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. В целом нагрузки у подростков может быть больше, чем у мальчиков, однако чрезмерных нагрузок следует избегать, потому что в этом возрасте ресурсы организма в значительной степени используются на пластические процессы (увеличение длины тела, массы), и только с 11-12 лет можно постепенно увеличивать удельный вес силовых упражнений.

Определяя нагрузки, можно ориентироваться на следующие возрастные показатели приема подростков в ДЮСШ: для занятий лыжами, коньками, легкой атлетикой, хоккеем - с 9-12 лет, плавание - с 7-8 лет (обучать немного плавать и хорошо держаться на воде следует примерно до 4-5 лет), для занятий борьбой - с 12-13 лет, тяжелой атлетикой - с 14-15 лет.
СК Авангард
Спортивный комплекс Авангард
+380672336929
avangardsport@ukr.net
http://avangardsport.com