Марианна Абравитова: гаджеты у детей, зло или безобидная игрушка?

26 Февраля 2020
Современные технологии развиваются настолько стремительно, что не успеваем мы привыкнуть к возможностям одного гаджета, как появляется другой – тоньше, ярче, быстрее. И если взрослому человеку для знакомства с новым смартфоном или планшетом требуется время, то ребёнок адаптируется к любым новинкам и осваивает их моментально. С одной стороны, это хорошо, с другой – есть очевидная проблема: дети всё больше проводят времени с гаджетами в руках, до них всё сложнее доносить информацию через книги. Чем это чревато и можно ли как-то предупредить ситуацию, когда для того, чтобы позвать ребёнка на завтрак, вам нужно будет отправить ему сообщение? Рассуждает таролог, психолог Марианна Абравитова.
Для начала мне бы хотелось выразить свою позицию: я не считаю, что современные дети находятся в бедственном положении и их нужно спасать. То, что ребёнок проводит с телефоном в руке больше времени, чем вы в его возрасте, не означает, что с ним что-то не так. Это лишь следствие сегодняшней реальности. Другое дело, что всё хорошо в меру и этого правила надо придерживаться во всём и всегда. Я не очень люблю давать советы чужим людям, как им воспитывать детей. Однако, по поему опыту, каждому ребёнку нужна дисциплина. Как бы вы не любили сына или дочь, не бойтесь быть строгим родителем, проявлять характер. Это включает в себя некоторые ограничения: нельзя есть на ночь, нельзя ложиться спать, не умывшись и не почистив зубы, нельзя грубить старшим, и, как вариант, нельзя пользоваться планшетом больше, чем 4 часа в сутки. И если с другими пунктами всё просто – так надо – то запретить «играть» в любимую игрушку, ничего не предложив взамен, сложно и неправильно. Чем же занять ребёнка? Опять же, я против универсальных советов. Тут всё зависит от интересов вашего чада. Мы не говорим о годовалых младенцах, но если сыну или дочери уже лет 5, то какие-то предпочтения уже могут быть сформированы. В любом случае ребёнок должен: а) больше двигаться, б) испытывать яркие эмоции. Что для этого нужно? Ваше внимание! Вариант посадить ребёнка в кресло и дать ему в руки книгу или раскраску сработает в одном случае из 100. Подвижные игры на свежем воздухе, танцы, спортивные секции, художественные и музыкальные школы – всё, что угодно, лишь бы чадо было занято. Я уже не говорю об уходе за домашними питомцами! Это прекрасно дисциплинирует и воспитывает в ребёнке ответственность. Хомячок, попугайчик, кошка или собака, если их ещё нет в вашем доме – заведите. А если будет возможность организовать ребёнку поход на ипподром или в дельфинарий – вообще замечательно! Эмоции от общения с лошадьми и дельфинами несравнимы ни с чем.
Если смотреть на это с точки зрения психологии, то никаких чудес нет, просто ребёнок, находясь в позитивном поле, настолько увлечён, что о гаджетах думать ему просто некогда. А ещё, общаясь с животными, дети учатся сопереживать, воспринимать братьев меньших как равных. И тут тоже нужна мера. Не допускайте того, чтобы ребёнок довёл собаку или кошку до изнеможения. Помните, мера важна во всём.
Говоря о внимании, нельзя не упомянуть о семейных традициях. Это всегда основано на общении. Собравшись за семейным столом на ужин, каждый из вас рассказывает, как он провёл день, что интересного произошло. Возможно, у кого-то сейчас возникла картинка из голливудского фильма, когда вся семья сидит за столом, родители пытаются общаться, а дети-подростки закатывают глаза, огрызаются и всё время смотрят в телефон. Да, возможно и такое, но в ваших силах сделать так, чтобы на время ужина (обеда, завтрака) телефон или планшет были под запретом. К слову о дисциплине и твёрдости характера.
При правильном подходе и терпении родителей, со временем ребёнок поймёт, что живое общение не только не хуже, но в чём-то лучше виртуального. Никто не призывает отказываться от переписок в мессенджерах и соцсетях. Нужно лишь научиться чередовать одно с другим. Живое общение формирует личность! Ребёнок, который вырастет во взрослого человека, должен быть частью реального мира, в котором есть место общению, мыслям, сопереживанию и другим настоящим эмоциям.
Николай
-