В ФоРГО обсудили грядущие избирательные кампании

19 Июня 2015
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) провел 17 июля конференцию «Избирательные кампании 2015 года: актуальный контекст и вопросы эффективности». В конференции приняли участие политтехнологи политических партий, представители администрации президента РФ, ЦИКа.

В центре обсуждения были избирательные стратегии перед осенними выборами. Как грамотно организовать избирательные кампании, создавать политические коалиции, эффективно использовать инструменты социологии и силу СМИ. Также на конференции говорили о методах и приемах ведения избирательных кампаний и о важности обеспечения легитимности выборов.

Напомним, что в единый день голосования в России пройдет около 3,5 тысяч разного уровня избирательных кампаний, состоятся выборы 21 высшего должностного лица субъектов РФ и 11 органов законодательной власти российских регионов. Более того, 74 партии смогут выдвинуть своих кандидатов с целью борьбы за мандаты в 70 субъектах нашей страны.

Глава ФоРГО Константин Костин напомнил собравшимся, что эти выборы предваряют избирательную кампанию по выборам в Госдуму. Соответственно, это, по его словам «последняя возможность партиям опробовать и скорректировать избирательные стратегии и методы работы с избирателями».

Открывая мероприятие, Константин Костин напомнил, что современная избирательная кампания является сложной многофакторной системой политических коммуникаций, успех которой определяется уровнем профессионализма политических менеджеров, правильным набором технологического инструментария, эффективной стратегией, позволяющей обратиться к избирателю с актуальной и востребованной повесткой, создав необходимые условия для мобилизации базового электората и присоединения ситуативного.

Однако политическая система страны и избирательная система как ее часть за последние несколько лет претерпели существенные изменения.

Появилось такое явление как политическая конкуренция. В свою очередь, и в обществе произошли серьезные изменения. Меняются модели электорального поведения больших социальных групп: например, участники митингов на Болотной площади, голосовавшие на выборах Президента РФ за Владимира Путина, и пенсионеры, отдавшие свои голоса в Москве на выборах мэра за Алексея Навального. Люди по-иному стали относиться к ранее неодобряемым формам волеизъявления граждан, например, уличные мероприятия перестали восприниматься как опасные. Изменилась коммуникационная среда: наряду с традиционными СМИ, в первую очередь, телевидением, Интернет стал весомым источником информации.

На результаты кампаний в ближайшие годы, по мнению руководителя филиала ФоРГО в Ставрополе, доктора политических наук Геннадия Косова, окажет влияние высокий уровень консолидации вокруг президента РФ Владимира Путина.
Важный вопрос выборов всех уровней – обеспечение легитимности самих кампаний и их результатов, критерием которого станет согласие граждан и участников выборов с результатами кампании.

Первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин поднял вопрос конкурентности выборов. Он считает, что у действующих губернаторов появятся более серьезные конкуренты после 2016 года и связал он это с тем, что после выборов «появится много людей с таким же уровнем легитимности, как губернатор». Он имел в виду тех депутатов, которые пройдут в нижнюю палату по одномандатным округам.

По мнению Вячеслава Володина, и сами губернаторы в целом готовы к конкуренции. Более того, слабые губернаторы были заменены. Решение принималось президентом в отношении губернаторов с низким рейтингом доверия. Сегодня губернаторский корпус, по мнению Володина, «стал более тяжеловесный, более публичный, более предрасположенный для открытой конкуренции».
Геннадий Косов, доктор политических наук, руководитель филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) в г. Ставрополе
Фонд развития гражданского общества, филиал в г. Ставрополе
Ксения Жогина
ksendzzz@mail.ru