ФоРГО: Какие партии будут представлены на региональных выборах 2015 года в СКФО

24 Августа 2015
Фонд развития гражданского общества презентовал очередной продукт - доклад "Накануне федерального избирательного цикла. Региональные выборы – 2015: характер кампаний, тенденции и прогнозы результатов". Основные тезисы доклада комментирует руководитель филиала ФоРГО в г. Ставрополе Геннадий Косов.

В единый день голосования 13 сентября 2015 года состоятся выборы различного уровня в 83 субъектах Российской Федерации. В 21 субъекте Федерации будут избраны высшие должностные лица, в 11 – законодательные органы власти. Согласно данным ЦИК России, в выборах принимают участие 55 партий (из 75, имеющих право выдвигать кандидатов), а также самовыдвиженцы.
На выборах высшего должностного лица 24 партии выдвинули 128 кандидатов, 98 из них, представляющие 16 партий, преодолели муниципальный фильтр и прошли регистрацию. На выборах законодательных органов власти 32 партии совокупно выдвинули 141 список кандидатов, 87 из них, выдвинутые 19 партиями, зарегистрированы. Эти данные являются значимым показателем, характеризующим открытость электоральных процедур и обеспечивающим легитимность результатов выборов.
Эксперты ФоРГО считают, что в текущем году была практически завершена смена поколений в губернаторском корпусе. Федеральный центр в течение нескольких лет проводил плавную ротацию глав регионов, заменяя заслуженных, но явно уставших руководителей на хорошо зарекомендовавших себя и заработавших авторитет управленцев и политиков. Тех, кто реально в наступающем избирательном цикле могут конвертироваться в электоральный рейтинг. По сути, своего поста лишился каждый четвертый губернатор. Отметим, что происходило это не столько на самих выборах, сколько во время подготовки к ним.
Эксперты Фонда развития гражданского общества считают, что пул партий, обладающих правом выдвижения списка кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы в 2016 г. без сбора подписей, сформировался в ходе региональных выборов в 2011-2014 гг., по итогам выборов 2015 года вряд ли увеличится. Подобный вывод эксперты сделали на основании того, что содержательная активность в текущей избирательной кампании проявляется в большей степени теми партиями, которые уже имеют «федеральную лицензию»: ЕР, КПРФ, ЛДПР, СР (парламентские партии), «ЯБЛОКО» (получило на думских выборах 2011 г. больше трех процентов голосов), «Гражданская Платформа», «Гражданская Сила» «Коммунисты России», «Зеленые», «Патриоты России», «ПРАВОЕ ДЕЛО», РПР-ПАРНАС, «РОДИНА» и «Российская партия пенсионеров за справедливость» (провели депутатов в региональные парламенты по своим спискам). В ряде регионов, в том числе и в СКФО, зарегистрированы списки партий, не имеющих «федеральной лицензии», в том числе КПСС, «ПАРТИИ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» и др. Представляется, что вероятность преодоления барьера и вхождение в число «лицензиатов» крайне невелика.
Эксперты фонда предположили, что "только эти 14 партий, получивших по результатам избирательных кампаний 2012-2014 гг. право выдвижения на выборах в Государственную Думу списка кандидатов без сбора подписей, и станут основными участниками думской кампании 2016 года".
Эксперты ФоРГО оценили активность политических партий в выборах. Все партии разделили на четыре группы: «очень высокая активность», «высокая активность», «средняя активность», «низкая активность».
В группу «очень высокой активности» были включены парламентские партии: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», ЛДПР, КПРФ, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
В группу «высокой активности» вошли восемь активных непарламентских партий: «РОДИНА», «КОММУНИСТЫ РОССИИ», «ЯБЛОКО», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Гражданская Платформа», КПСС, «Партия пенсионеров России».
Группа «средней активности» объединила 15 умеренно активных непарламентских партий: «Зеленые», «Демократическая партия России», РПР-ПАРНАС, «Партия Возрождения России», «Города России», «Казачья партия Российской Федерации», «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ», «НАРОДНЫЙ АЛЬЯНС», «ПРАВОЕ ДЕЛО», «ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА», Партия «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ», Партия «СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ», «Партия свободных граждан», Партия «Против всех».
В группу «низкой активности» попали оставшиеся 12 малоактивных партий: «Партия Великое Отечество», Партия «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров», «Российский общенародный союз», «Трудовая партия России», «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ», «Народная партия «За женщин России», «ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ», «ПАРТИЯ ДЕЛА», «Партия Социальных Реформ», «Рожденные в Союзе Советских Социалистических Республик», «Союз Труда», «ЧЕСТНО (Человек. Справедливость. Ответственность)»
Первое место в рейтинге активности политических партий делят «Единая Россия» и ЛДПР (по 82 балла).
Среди непарламентских партий второй группы лидером стали «Патриоты России» (42,5 балла). Второе место у «РОДИНЫ» (28,5 балла).
Третье место у «Коммунистов России» (27,5 балла). Четвертое место среди непарламентских партий у «ЯБЛОКА» (18 баллов). На пятом «Российская партия пенсионеров за справедливость» (15 баллов), на шестом – «Гражданская Платформа» (12 баллов). Далее КПСС (10 баллов), «Партия пенсионеров России» (10 баллов), «ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» (9 баллов), «Зеленые» (8 баллов) и т.д.
Эксперты ФоРГО подчеркивают, что «Патриоты России» и «РОДИНА» вместе с ЕР входят в ОНФ, и все партии-лидеры «Индекса» кроме «ЯБЛОКА» разделяют общенациональный консенсус, сложившийся после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Эксперты фонда отмечают, что оппозиционные партии оппонируя власти по многим вопросам и критикуя друг друга, сходятся в поддержке курса Президента Владимира Путина.
Оставшиеся 36 зарегистрированных партий, которые не приняли участие в текущих избирательных кампаниях, составляют группу «активность отсутствует».
Оценивая активность партий глава ФоРГО Константин Костин заявил, что "если мы говорим о серьезном государственном строительстве, то нужны партии, которые представляют интересы больших социальных групп, а не являются технологическими оболочками, спойлерами или какими-то персональными проектами, удовлетворяющими самолюбие». Более того, избыточный выбор «демотивирует потребителя», а партии, которые себя никак не проявляют, созданы кем-то впрок, не решают задачу политического представительства. Как один из шагов партийного строительство могут быть санкции в отношении «спящих» партий. При этом, считает К.Костин, "система должна быть открыта для новых участников". С ним солидарен председатель экспертного совета ФоРГО Леонид Давыдов. Он отметил, что «большого числа партий не нужно не только россиянам, но и избирателям других стран... большое количество партий - это не показатель демократии. Показатель демократии - это партии, представляющие ярко выраженные интересы указанной группы».
13 сентября 2015 года в единый день голосования на Северном Кавказе пройдут 814 избирательных кампаний. Привлекает экспертов не только количество мандатов на муниципальных и региональных выборах, но и то, что они будет своеобразной репетицией выборов 2016 года в Государственную Думу России. Кроме этого в 2016-2017 годах намечаются выборы в республиканские Законодательные собрания и губернаторов.
В Единый день голосования на территории КЧР республики будут избраны депутаты 35 представительных органов власти и 10 глав. В Дагестане предстоит 605 выборов, на Ставрополье – 123, в Чечне пройдут выбор депутатов в Гудермесе и Ново-Беное. В Ингушетии пройдут третьи по счету муниципальные выборы. Только в КБР и РСО-Алания избираться никто не будет.
Отметим, что в Ставропольском крае имели право участвовать в муниципальных выборах 65 региональных отделений партий. Но реально приняли участие в политической жизни Ставрополья единицы: «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ, «Родина», «Патриоты России», «Яблоко», «Коммунистическая партия социальной справедливости» (КПСС). В КЧР наблюдается похожая картина: в итоге мы видим присутствие региональных отделений таких политических партий как «Единая Россия» (38% от всех выдвинутых кандидатов), КПРФ (16 %), «Патриоты России» (1%), «Справедливая Россия» (1 %), ЛДПР (1 %), а также самовыдвиженцы (43 %).
В Ингушетии из 44 зарегистрированных в республике отделений политических партий кандидатов выдвинули 9: помимо парламентских партий это «Патриоты России», «Защитники Отечества», «Демократическо-правовая Россия», «Партия народного управления», «Народная партия за женщин России».
Рекорд партийной активности зафиксирован в Дагестане, где по мимо парламентских партий проявили активность 13 непарламентских. Помимо традиционно активных «Родина» и «Патриотов России» себя засветили «Правое дело», «Партия ветеранов России», «Трудовая партия России», «Города России», «Объединенная аграрно-промышленная партия России», «Партия свободных граждан», «Союз труда», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Партия возрождения села», «РОТ-Фронт», «Молодая Россия».
Считаем, что для непарламентских партий выборы в сентябре 2015 года – реальная возможность добиться узнаваемости у своих избирателей. Но они этой возможностью практически не воспользовались.
Геннадий Косов, доктор политических наук, руководитель филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) в г. Ставрополе
Фонд развития гражданского общества, филиал в г. Ставрополе
Ксения Жогина
ksendzzz@mail.ru