Быть колонией – почетно?

18 Февраля 2014
На фоне волнений, охвативших Украину, незамеченной остается ситуация в Боснии и Герцеговине. Пока шайки подготовленных боевиков привлекают к себе внимание СМИ на Майдане, на Балканах назревает масштабный конфликт.

С начала февраля в боснийском городе Тузла продолжаются беспорядки, спровоцированные банкротством четырех заводов. В государстве, где уровень безработицы достигает 40%, а доля нищего населения – 10%, закрытие производств равносильно стихийному бедствию. Обреченные на голод рабочие вышли на улицы, протесты распространились на значительную часть страны, угрожая перерасти в вооруженные столкновения.

Ситуация обусловлена прошлым государства. В 1992 году, после выхода из Югославии, на территории где совместно проживали боснийцы (44%), сербы (31%) и хорваты (17%), вспыхнула война, унесшая до 100 тыс. жизней. Хрупкий мир был установлен в 1995 году при участии миротворцев, вставших на сторону боснийцев. Национальное самоуправление, которого добивались США и западная Европа, не способствовало развитию. За годы, проведенные под руководством западных экспертов, Босния и Герцеговина открыла границы для европейских товаров, уничтожила собственное производство и превратилась в рынок сбыта второсортных товаров. Единственным благополучным регионом остается автономная Республика Сербская.

Стремление к интеграции с Европой превратило страну в колонию. Соглашение об ассоциации с ЕС 2008 года привело к массовому закрытию производств. Евросоюз действовал с немецкой практичностью, бесцеремонно уничтожая все преграды на своем пути и не задумываясь о судьбах людей.

С похожими проблемами сталкиваются все претенденты на членство в ЕС. Новички отказываются от использования товаров, не имеющих аналогов в Европе (Яркий пример – асбест. Не амфиболовый, запрещенный во всем мире, а безвредный – хризотиловый, добываемый в России, Бразилии и Казахстане и десятилетиями используемый странами, в которых проживает 80% населения планеты), принимают регламенты, составленные в пользу ЕС, ставят под удар собственное производство, открывая международным корпорациям доступ на национальный рынок.

Бонусов от аскетизма и членовредительства немного – открытые границы и туманные обещания. А вот примеров неевропейского уровня жизни в рамках Евросоюза – полно. Можно вспомнить обанкротившуюся Грецию и страдающий Кипр, балансирующую на грани Италию, живущих в бедности Венгрию и Румынию.

За годы существования Евросоюза сложилась многоярусная колониальная система. Слабые страны используются в качестве рынков сбыта; сильные, способные повысить стабильность ЕС, принимаются в ряды «избранных». Иммунитетом от разорения служат социально-ориентированные международные компании, выдерживающие конкуренцию защищающие национальную экономику.

Интеграция с Евросоюзом выгодна среднему классу, ориентированному на работу в международных компаниях, либо занятых собственным бизнесом в сферах ритейла и услуг. Особенно хорошо это видно в Украине, где на митинги выходят не рабочие, а сытые представители среднего класса, де-факто уже и так интегрированного с Европой.

К слову, согласно недавнему исследованию, после семи лет в составе ЕC, лишь 32% болгар рассматривают членство положительно. 51% не заметили изменений, а 17% стали жить хуже. Не стоит, объяснять, что эти 30% и есть тот самый средний класс.

В Боснии и Герцеговине ситуация сложилась иначе. Поддержав слабых, но лояльных боснийцев, ЕС оттолкнул от себя сербов, составляющих основу среднего класса. Стандартная схема не сработала, поэтому теперь Евросоюз заявляет о необходимости реорганизации политического устройства, подзуживая якобы обделенных властью хорватов и намекая на несговорчивость стабильной Республики Сербской, сопротивляющейся ничем не прикрытой экономической интервенции.

Существует версия, что беспорядки – результат внешнего влияния. Неопровержимое доказательство – история с банкротством заводов. Незадолго до закрытия они были приватизированы. Новые владельцы как по команде продали имущество и исчезли, оставив город без основных производств. Одновременное уничтожение градообразующих предприятий не может быть случайным.

Пытаясь устранить влияние сербов, Евросоюз готовит силовое вмешательство. Верховный представитель ООН по Боснии и Герцеговине Валентин Инцко в интервью Kurier заявил: «в случае эскалации ситуации, мы, возможно, должны будем задуматься о направлении туда войск Евросоюза». Основанием могут быть только межэтнические конфликты. Это значит, что если сербы уступят, Евросоюз спровоцирует войну. О перспективах остается только догадываться.

Сегодня перед выбором стоит Молдова. Европа вынуждает ее отказаться от безопасного хризотилового асбеста, месторождений которого в Старом Свете нет. Под запрет неминуемо попадет шифер и все хризотилсодержащие материалы. Стоит отметить, что этим недорогим и качественным материалом сейчас покрыто 70% крыш в стране. Стоит ли республике идти на поводке у запада, обрекать на бедность большую часть населения и ставить под сомнение свое будущее?
Сергей Владимиров
NewsOnline
prhelp@inbox.ru