Сохранит ли Россия производство автоматического оружия?

28 Апреля 2012
Курирующий «оборонку» заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин признал, что самая сложная ситуация в ВПК сложилась с производителями легкого стрелкового оружия и боеприпасов к ним. По его словам, они до сих пор выживали лишь за счет военно-технического сотрудничества с другими странами.
Одной из причин, почему эти заводы не получали заказы от государства, по словам Дмитрия Рогозина, было то, что «накопленных запасов боеприпасов в арсеналах Минобороны в советское время было очень много… Теперь из-за этого переизбытка Минобороны не может тратить деньги на закупку новых боеприпасов. Таким образом, промышленность не получает заказы, происходит стагнация. А самое страшное – нет денег на НИОКР, то есть на разработку новых видов боеприпасов».
И действительно, еще совсем недавно кое-где на складах можно было встретить боеприпасы даже с маркировкой «1944 г.» Но можно ли этим оправдать то, что государство не выделяло средства на развитие стрелкового оружия и боеприпасов к нему? Как известно, времена меняются и даже лучшие на момент своего создания автоматы и снайперские винтовки устаревают. И было бы удивительно ожидать от государственных предприятий, напрямую зависящих от госзаказа и едва сводящих концы с концами, что они без финансирования вдруг продолжат сами по себе выпускать новые оружейные образцы.
Но теперь, как уверяет чиновник, ситуация изменится хотя бы за счет того, что к концу 2012 г. в Туле начнут строить новый патронный завод. И делать это будут с привлечением средств частного бизнеса. По заверениям Дмитрия Рогозина, «Это будет универсальный стрелковый завод, оборудованный по последнему слову техники», каких нет даже в Европе.
Однако смущает маленькая деталь: по его словам, проще построить новый завод, чем перестраивать уже имеющиеся, поскольку «новое оборудование более компактное и более производительное», а раз так, то огромные старые цеха «лучше перепрофилировать на что-то более соответствующее их объемам».
По словам Дмитрия Рогозина, «эти заводы-гиганты - неплохой ресурс. Высвобождение занятых ими площадей даст возможность строить дома и решать социальные проблемы работников оборонно-промышленного комплекса (ОПК), продавая квартиры не по рыночным ценам, а по себестоимости».
Таким образом, судя по всему, власти опять рассчитывают справиться с кризисом в оборонке за ее счет. Однако вывод Дмитрия Рогозина не такой уж и бесспорный, поскольку существуют большие сомнения, что на продаже старых производственных площадей можно выручить какие-то сверхдоходы, которые покроют расходы на строительство новой инфраструктуры. Как бы в итоге не получилось, что утратив имеющуюся старую производственную базу, мы не получим отвечающую потребностям времени базу новую.
Впрочем, кризис у производителей легкого стрелкового оружия наблюдается не только из-за закупок боеприпасов. Нельзя не отметить, что в прошлом году представители Минобороны РФ предъявили свои претензии и к знаменитому автомату Калашникова, и к снайперской винтовке СВД, что наделало много шума. Отечественные оружейники в качестве альтернативы по автоматам предлагали более новую версию Калашникова, АК-12, к которой, тем не менее, в военном ведомстве отнеслись со скепсисом. И судя по заявлениям того же Дмитрия Рогозина, Минобороны все же придется закупать отечественную продукцию. Тем более, что в ближайшие годы ижмашевские оружейники намерены довести до ума легендарную «двухсотую серию», отвечающую, согласно заявленным планам, всем современным требованиям.
К тому же «ИжМаш» намерен за счет повышения эргономики, использования пластика и заметного улучшения качества обработки канала оружейного ствола на имеющемся иностранном оборудовании, превратить АК-12 в универсальную платформу для производства как автоматов, так и оружия для спецподразделений.
Между тем, «Ижмаш», крупнейший российский оружейный завод, сам находится, мягко говоря, не в лучшей форме. Напомним, что в 2010 г. его убытки составили 1,7 млрд рублей и 6 апреля 2012 г. «Ижмаш» официально признал себя банкротом. Завод в данный момент контролирует государственная корпорация «Ростехнологии».
Однако по итогам 2011 г. его прибыль составила 310 млн рублей. По оценкам экспертов, это было достигнуто благодаря антикризисным мерам, включая объединение многочисленных юридических лиц в единое ОАО «НПО «Ижмаш», а также за счет расширения рынков сбыта, в том числе за счет США, в которых российское стрелковое оружие стало продаваться в полтора раза лучше. Особенно популярны у американцев автоматы Калашникова и карабины «Сайга», которые приобретают не только любители, но и полицейские. По мнению ряда экспертов, тем самым, без крупных государственных вливаний удалось сохранить уникальную производственную базу и ценные научные кадры.
Причем, как рассчитывают его новые владельцы, по итогам 2012 г. прибыль «Ижмаша», в том числе за счет все большего освоения американского рынка, должна достигнуть 5,3 млрд рублей. Также «ИжМаш» надеется наладить лицензионное производство автоматического оружия в Индии.И как ожидается, с внешними кредиторами рассчитаются к 2015 г.
Напомним, что это предприятие на сегодняшний день выпускает более 70 образцов оружия, в том числе спортивно-охотничье, авиационные пушки и высокоточные управляемые артиллерийские снаряды. Доля же этого предприятия в выпуске боевого автоматического стрелкового оружия в нашей стране составляет более 90 процентов, а по изготовлению снайперских винтовок – 95 процентов.
А пока ижевские оружейники заверяют, что выход из кризиса только поспособствует им и дальше снабжать российские вооруженные силы новыми версиями автомата Калашникова, которые будут соответствовать всем требованиям Минобороны.
Неясно только одно: удастся ли властям решить комплексный кризис нашей «оборонки»? Можно строить новые заводы, закупать иностранное оборудование и т.д., но без решения кадрового вопроса дальнейшее сохранение отечественной оружейной отрасли невозможно.
Одним из ключевых вопросов всех последних лет были мизерные зарплаты работающего там персонала. Во многих случаях они даже и не мечтали о ежемесячном доходе в 20 тысяч рублей. Вследствие этого старые рабочие и конструктора в буквальном смысле вымирали, а смена им приходила все реже и реже. Вспомнят ли про этот момент те, кто решает судьбы страны и оружейной отрасли, а если и вспомнят, как это отразится на благосостоянии оружейников на практике?