Как правильно составить техническое задание для химика- технолога?

11 Января 2024
Работа химика - технолога по заказу клиента начинается, чаще всего, с обсуждения технического задания. Заказчики часто спрашивают: как правильно его составить? Многие просят выслать шаблон, бриф, который необходимо заполнить. Можно согласиться с тем, что бриф- это экономия времени и клиента, и химика- исполнителя. Да, в некоторых случаях такой подход отлично работает. Например, когда:
1. Заказчик уже работал с химиками - технологами, понимает специфику сотрудничества с ними в рамках заказа и уже привык к определенному брифу. Проще заполнить его, чем что-то додумывать самостоятельно.
2. Заказчик и химик - исполнитель уже выработали некий удобный бриф в процессе совместной работы. Он устраивает обоих.
3. Важное условие: разработка должна быть более - менее стандартной, критерии качества продукта - устоявшимися.  Для инновационных продуктов и особо специфических требований клиента бриф мало подходит.
4. У заказчика есть первоначальные знания по терминологии, технологическим процессам и т.д.  Т.е.  он хорошо понимает химика- исполнителя, при обсуждении техзадания точно не может остаться двусмысленных толкований или невыясненных вопросов. Если клиент - новичок, то грамотно заполнить бриф ему будет затруднительно.
    Если после прочтения этих строк вы нашли у себя хоть одно слабое место   - лучше отдать предпочтение не жесткому брифу, а гораздо более мягкому варианту: написать техническое задание в свободной форме.
     Иногда заказчики спрашивают: может ли химик составить за клиента техническое задание? Безусловно, обязанность химика- скорректировать его, обнаружить в нем противоречия и / или пробелы, уточнить необходимую информацию. Но составить его за вас он не сможет. Ведь лучше вас образ вашего будущего продукта не видит никто. Образ продукта. в свою очередь, формируется на основании маркетинговой стратегии вашего производства (которая может предполагать, естественно, выпуск не одного, а двух, трех и более (возможно, и гораздо более!) продуктов.  В рамках одной и той же стратегии техническое задание на разработку каждого из продуктов может быть очень индивидуальным.
    Есть ли определенные параметры продукта, от которых следует отталкиваться? В общем и целом -  да, проще всего это увидеть на приведенном ниже примере:
1. Продукт: омолаживающий крем для лица
2. Целевая аудитория потребителей: 35- 50 лет
3. Ценовая категория: средняя
4. Тип кожи: для сухой и нормальной кожи
4. Желательные активные компоненты: гиалуроновая кислота, экстракт шиповника, миндальное масло.



5.Нежелательные компоненты: синтетическая отдушка, синтетический краситель
6. Специфические требования: повышенная гипоаллергенность; сырье должно быть доступно на российском рынке; не содержит компонентов, оборот которых лицензируется; должен без проблем пройти государственную регистрацию и сертификацию.
Что ж, техническое задание составлено весьма неплохо. Здесь есть и «точки опоры», на которых химик - разработчик будет основываться, и присутствует, в то же время, определенная свобода действий химика. Понятны функции продукта, возрастные ориентиры, ценовая категория. Компоненты, указанные в качестве желаемых, вполне совместимы с назначением крема и не противоречат ни друг другу, ни другим параметрам продукта.
    Нужно ли упоминать, что продукт должен пройти государственную регистрацию и сертификацию? Вроде бы для квалифицированного химика это что-то само собой разумеющееся. во всяком случае, так должно быть.  Но, ввиду некоторых нюансов в нашем законодательстве - упомянуть это, пожалуй, стоит.   Сертификация имеет особые критерии, не всегда основанные на заведомой вредности / безвредности компонентов. Есть компоненты с сомнительным действием на здоровье человека, но, тем не менее, запрещенные. Есть и обратные ситуации. Поэтому – разрабатывать продукт «для себя» или «для продаж» - немного разные вещи.
    Что касается наших разработок -  обязательно закладываем в формулу «беспроблемность» его прохождения по всем контролирующим инстанциям   и   гарантированную безопасность для здоровья (т.е.  наш подход является даже более строгим, нежели у государства).
    Однако, стоит рассмотреть и такой вариант технического задания: «Омолаживающий крем.  С отличным качеством. Чтобы хорошо продавался. Остальное - на усмотрение химика».
    Что ж, и за такое задание мы возьмемся. Даже заведомо понимая его очевидную неполноту. Функция понятна – омоложение. Отличное качество – значит, премиум - сегмент. «Чтобы хорошо продавался» - скорее, маркетинговое требование, нежели химико- технологическое. Тем не менее, если клиент оставляет этот пункт на откуп нам, то мы принимаем на себя право трактовать его с собственной точки зрения.  На наш взгляд, предпосылка хороших продаж -  наличие некоторой изюминки, которая позволяет выделить продукт среди прочего аналогичного товара, представленного на рынке. Возможно, это будет экстракт какого- либо целебного растения с мощными антиоксидантными свойствами. Возможно – специально подобранный микроэлементный состав. Возможно- редко кем используемое сочетание натуральных витаминов в легкодоступной форме. Не исключены также природные минералы или компоненты животного происхождения (если вы не против таковых). В любом случае, концепция будущего продукта будет с вами согласовываться. Если что-то вас не устроит- химик предложит замену или откажется от данного компонента вовсе.
    Работа по такому техническому заданию предоставляет технологу - разработчику относительно большую свободу, поэтому результат получается интересный. Поэтому, если вы- начинающий предприниматель, не горите желанием разбираться в составах- сформулируйте ваше ТЗ максимально емко. Это тоже вполне рабочая схема.
    Имеют место быть и технические задания примерно такого типа: «Мне нужен стиральный порошок.  С отличной отстирывающей способностью. Должен подходить для цветного, белого и темного. Строго гипоаллергенный. Без фосфатов. Без оптических отбеливателей. Должен хорошо работать уже в воде температурой 35 0 С. Удаляет пятна кофе, чая, соков и иного происхождения. Справляется со своими функциями в воде любой жесткости. Подходит для стирки деликатных тканей. Себестоимость    по сырью – не более 25 р. за 1 кг готового порошка».
      В приведенном техническом задании присутствует типичная ошибка   многих клиентов – особенно, если они не имеют большого опыта в производственном бизнесе. Функциональность продукта заявлена высокая, а требования по себестоимости - на уровне «сильно эконом» - класса. Да и то сомнительно. Желание производителя получить максимальную прибыль понятно. И это нормально. Но производство любого продукта имеет те или иные ограничения.  И чем функциональнее продукт – тем больше при его разработке возникает ограничений, в том числе и по себестоимости. За выполнением каждой функции отвечают определенные компоненты.  И чем качественнее выполнение продуктом своих функций, тем дороже (нередко) предполагаются используемые для его производства ингредиенты.  Придется делать выбор: либо необходимый вам набор функций (но в этом случае продукт автоматически причисляется, на основании данного набора, к определенному ценовому сегменту – суперэконом, эконом, стандарт, премиум), либо наоборот – сначала клиентом задается желаемый ценовой сегмент продукта, а технолог   подбирает ингредиенты, ему соответствующие.
    Например, сегмент «эконом» будет предусматривать наличие в составе порошка недорогих синтетических ПАВ, которые могут вызывать аллергию. порошок же сегмента «премиум» будет содержать натуральные мягкие ПАВ растительного происхождения, которые абсолютно безвредны даже для явных аллергиков.  Цена их закупки, разумеется, намного выше. Как, впрочем, и других компонентов, используемых для стиральных порошков элитного сегмента. Т.е., как бы там ни было, сырьевая себестоимость качественного и многофункционального продукта всегда превосходит себестоимость продукции «масс-маркета».  
    Безусловно, себестоимость любого продукта может быть снижена - за счет оптовых закупок, особых договоренностей с поставщиками и т.д., но это уже другая история, не имеющая прямого отношения к работе химика - технолога.
    Рассмотрим, наконец, еще один пример технического задания.   Пусть это будет пенка для умывания.
    «Мне нужно разработать пенку для умывания. Подростковый и молодежный возраст.  Цена - средняя. Чтобы работала против акне, но подходила и для сухой кожи. Гипоаллергенная.
    В составе пенки должны быть следующие компоненты:
- лаурилсульфат натрия -  для удаления загрязнений с кожи;
- эфирное масло мяты - для ароматизации;
-  эфирное масло корицы - для ароматизации;
-   экстракт ромашки – для снятия воспаления кожи;
-   экстракт облепихи - как источник витамина А;
- экстракт шиповника - как источник витамина С;
-  в составе пенки должно быть кокосовое масло, как компонент ухода за кожей.
    Итак, разбираем предоставленное условным клиентом ТЗ.
1. Заявлена гипоаллергенность продукта, но при этом клиент просит использовать лаурилсульфат натрия – не самое подходящее для аллергиков ПАВ.
2. Эфирные масла мяты и корицы образуют «гремучую смесь» для чувствительной и склонной к высыпаниям коже.
3. Экстракт облепихи содержит витамина С гораздо больше, чем витамина А. Дополнительный источник в виде экстракта шиповника здесь не нужен (избыток витаминов тоже не идет на пользу).
4. Кокосовое масло не подходит для жирной кожи, да и вообще, по большому счету, компонент в составе пенки для умывания – компонент спорный.
5. Пенка для борьбы с акне и пенка для сухой кожи- это абсолютно разные продукты. Конечно, имеет место быть некая универсальная пенка для всех типов кожи, но способствовать устранению черных точек на лице она точно не будет.
    Здесь перечислены лишь самые существенные недостатки данного технического задания.  Со стороны клиента было бы большой ошибкой настаивать на его реализации, ибо положительный результат не может быть достигнут ни при каких обстоятельствах.
    Еще один важный фактор, на который хотелось бы обратить внимание. Следовать советам копирайтеров, которые пишут (в данном случае - о косметике, но это относится к любым продуктам) - затея сомнительная. Равно как и ставить ваши знания на одну планку со знаниями технолога (жестко, но верно).
    Предложения клиентов осуществить разработку «совместно» - это точно так же, как предложить доктору вместе продумать программу вашего лечения. Если вы будете настаивать на собственном противоречивом техническом задании, препятствовать его разумным правкам – оно может быть реализовано. Другой вопрос- получите ли вы тот результат, который хотели?..
    Краткое резюме на основании всего вышеизложенного. Лучше вас никто не знает, какой продукт (по потребительским качествам) вам нужен. А вот что должно быть в составе продукта, чтобы он полностью отвечал этим качествам, -  никто не знает лучше квалифицированного химика – технолога.
    По ссылке ниже - наш сайт, где опытные химики   всегда помогут в реализации ваших самых смелых предпринимательских планов.
    Удачи вам в бизнесе!
Юлия Силкина
Современные химические технологии
khimik.tekhnolog@mail.ru
khimik.tekhnolog@mail.ru
Сайт " Современные химические технологии"