Франшиза в сфере бытовой химии: выгодно или нет?

14 Июня 2023
В последнее время количество предложений о покупке разнообразных  франшиз растет в геометрической прогрессии. В том числе - в такой популярной сегодня сфере, как бытовая химия.
    Что такое франшиза? Простыми словами - это право бизнесмена использовать некий популярный бренд в собственных коммерческих целях
    Владелец бренда (франчайзер) позволяет второй стороне (франчайзи) открыть и развивать бизнес по уже "накатанной" схеме. Для этого стороны заключают между собой договор франчайзинга. Как правило, осуществление бизнеса по франшизе предполагает следующие основные условия:
-владелец бренда разрешает бизнесмену - франчайзи законно пользоваться своим товарным знаком;
- франчайзи, в свою очередь, получает готовую схему ведения бизнеса;
- франчайзер обязуется оказывать консультационную техническую поддержку вновь открывшемуся бизнесу.
    За право пользования брендом франчайзи вносит на счет франчайзера паушальный взнос – сумму, за которую передаются права на использование бренда, товарного знака и технологий производства. Кроме того, франчайзи платит франчайзеру роялти - роялти — это регулярная плата за франшизу.
    Если франчайзер предлагает действительно настоящую франшизу, ведет себя честно, выполняет все взятые на себя обязательства, то для франчайзи франшиза может оказаться источником высокой  и стабильной прибыли на протяжении многих лет.
    Но проблема  в том, что действительно выгодных предложений с порядочными франчайзи на современном рынке не так уж много. Гораздо больше «сырых» франшиз  неотработанными бизнес - процессами, недостаточно раскрученной торговой маркой или некачественной продукцией.  Не все франчайзеры нацелены на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество, поддержание своей добропорядочной репутации на рынке. Нередко франчайзер, получив от франчайзи паушальный взнос,  пытается  уклоняется от консультирования других обещанных мер поддержки, а предоставленные им для франчайзи рекламные  инструменты попросту не работают.
    Есть откровенное мошенничество, когда франчайзер сразу исчезает после получения паушального взноса.
    В настоящее  время  рыночное предложение  франчайзеров  по производству бытовой химии  взлетело до невероятных высот. Но… чем больше заключенных договоров, тем больше и разочарованных  покупателей. Некоторые их них обращаются  к специалистам, чтобы как-то сгладить ситуацию и  максимально  покрыть понесенные убытки.
    Разбор ряда таких ситуаций позволяет сделать вывод, что зачастую в комплект, приобретаемый франчайзи, входят  абсолютно не действующие или вредные  для здоровья рецептуры жидкого мыла и средства для мытья посуды.     Да-да, хитрые франчайзеры не ошиблись:  бытовая химия - отрасль среди начинающих (и не только) предпринимателей является одной из самых популярных отраслей, а жидкое мыло и средство для посуды – товары  массового спроса. Это тот «крючок», на который легко попасться при приобретении  франшизы,  не имея соответствующих знаний ( особенно – если франчайзер в совершенстве владеет инструментами маркетинга и даром убеждения).
    Таким образом, выплачивая продавцу франшизы  солидную сумму, покупатель рискует   получить  нерабочий,  а то и негативно влияющий  на здоровье человека продукт. Вычислить  горе - франчайзеров  бывает  непросто, если вы - не специалист в области химии.   У таких «липовых»  франшиз может быть  отличный сайт,  прекрасные отзывы и вежливые сотрудники.  Возможно,  и паушальный взнос довольно привлекательный. Но при этом  малоинтересный для рынка продукт или технология, которая будет требовать неоднократной коррекции.
    Например, ко мне обращались предприниматели, купившие у франчайзеров  «проблемные» рецептуры, которые:
- содержат  самые дешевые  и неэкологичные поверхностно - активные вещества, используемые только в сегменте «супер-эконом». Их использование в составе средств бытовой  химии пока законом не запрещено,  заботящимся  о личном и семейном  благополучии потребителям, а в особенности -  людям с чувствительной  кожей, аллергикам, детям, пожилым –  явно пойдет не на пользу;
– имеют в составе слабо действующие эмульгаторы, загустители, стабилизаторы и другие важные компоненты, от которых зависят потребительские свойства продукта. В итоге  полученное средство  может расслаиваться,  из гелеобразного  состояния переходить  в жидкое, давать осадок;
-  характеризуются неправильными пропорциями основных компонентов (одного компонента - слишком много, другого – недостаточно. В результате средство плохо справляется со своими функциями: неэкономично расходуется, слабо справляется с жировыми загрязнениями,  сушит кожу;
    Кроме того,  встречается и неэффективная технология приготовления продукта: задано малое или избыточное время  перемешивания компонентов, неправильная последовательность их добавления,  необоснованно завышена или занижена температура  при осуществлении тех или иных  технологических операций.
    Сильные, конкурентоспособные бренды, давно работающие на отраслевом рынке и уже завоевавшие симпатии потребителей,  такие приемы, как правило, не используют. Составы  и технологии их средств бытовой химии отвечают как санитарным показателям, так и нормативам  качества. Вышеперечисленное  относится, скорее, к «молодым» франшизам  с агрессивным маркетингом и   отсутствием мало - мальских требований к  покупателям.    
    Чтобы   ваши вложения  в покупку франшизы бытовой химии стали оправданными, необходимо тщательно проанализировать информацию с самом франчайзере, сущность его предложения по принципиально важным пунктам, подписываемый вами договор,  а также  продукцию, выпускаемую под данным брендом. Анализ франшизы требует комплексного подхода и обращения, как минимум, к двум специалистам: юристу и химику – технологу. Первый поможет вам  определить «подводные  камни» договора, второй - выявить реальную ценность предлагаемого  продукта. Всегда лучше выбирать из  3-4 франшиз, которые уже  прошли все предварительные  фильтры.
    Пренебрегать консультацией специалистов не стоит: приобретая  "пустышку", предприниматель рискует расстаться с немалыми деньгами.  
    Качественные франшизы (в том числе, в области бытовой химии) на рынке, безусловно, есть. Мы проанализируем целый ряд предлагаемых вариантов в интересной для вас сфере,  сравним их по разным параметрам, поможем вам  выбрать из разных вариантов оптимальное   предложение.  Также готовы всесторонне проанализировать выбранную вами франшизу.
    Удачи вам в бизнесе!
Юлия Силкина
Современные химические технологии
khimik.tekhnolog@mail.ru
khimik.tekhnolog@mail.ru
Сайт "Современные химические технологии"