Елена Драпеко: «Дети не понимают Пушкина!» Эксперты обсудили влияние семьи и школы на освоение детьми русского языка
3 Февраля 2025
31 января в рамках XIII Международной научно-практической конференции Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке» состоялся круглый стол «Семья vs школа: кто научит детей русскому языку?». В мероприятии приняли участие Елена Драпеко, депутат Государственной думы, Вячеслав Беляков, директор Фонда «Тотальный диктант», Владимир Пахомов, председатель Филологического совета Тотального диктанта, Ирина Климович, учитель русского языка и литературы высшей категории.
Родители говорят, что воспитание — на стороне школы, а школа утверждает, что это задача родителей. Дискуссия началась с вопроса, какой из институтов играет большую роль в формировании культуры речи ребенка.
Елена Драпеко отметила: «Воспитывает всегда авторитет. Если авторитетом для ребенка является семья, он будет подражать тому, как используют русский язык в семье. Если школьная среда, то будет подражать школьному окружению. Если интернет, то будет подражать всем, кого там встретил».
С Еленой согласилась учитель русского языка Ирина Климович: «Главная роль семьи в том, чтобы ребенок научился чтению и полюбил литературу, язык. Но если в семье нет культуры чтения, школа может изменить эту картину. Авторитет учителя остается незыблемым. Но учителя, к сожалению, не всегда успевают следить за изменениями в языке, порой укрепляя в сознании детей ошибки. Поэтому участие учителей в проведении и проверке Тотального диктанта можно расценивать как курсы повышения квалификации».
«Для многих носителей русского языка главный источник знаний о том, как устроен язык, как правильно говорить и писать, — учитель русского языка в школе. “Меня в школе учили, что…” — главный аргумент в спорах о языке. А вот интерес к чтению закладывается дома, в рамках семейного чтения», — прокомментировал Владимир Пахомов.
Участники дискуссии отметили, что многие слова из классической литературы, такие как «молотьба», «косьба», «спешиться», «дьячок» и другие, современным школьникам непонятны.
«Дети не понимают Пушкина!», — сказала Елена Драпеко и порекомендовала заинтересовывать школьников историей русского языка, объяснять, что язык — это живой организм, который растет и обновляется.
Вячеслав Беляков отметил: «Меня русскому языку научила не школа, а Тотальный диктант. Я научился понимать русский язык как систему, начал интересоваться его развитием на курсах, которые сам организовывал во Владивостоке. Мы с командой стараемся заинтересовать нашу аудиторию, показать, что русский язык — это не страшно и не скучно. Мы успешно справляемся с этой миссией: с каждым годом к нам присоединяется все больше людей».
Дискуссия состоялась во второй день работы конференции Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке». В ней приняли участие представители более 70 российских и зарубежных городов. Конференция собрала координаторов и филологов акции и других неравнодушных к судьбе русского языка людей. В рамках мероприятия прошли мастер-классы по фандрайзингу, русскому жестовому языку, лекции о развитии языка, а также деловая игра. Конференция дала старт подготовке проведения Тотального диктанта в этом году.
Одним из центральных событий конференции стал финал конкурса на звание столицы Тотального диктанта. В 2025 году главным городом акции станет Сириус. Он примет на своей площадке автора текста диктанта, организует студию для онлайн-марафона и другие просветительские мероприятия, сопутствующие акции.
Напомним, Тотальный диктант пройдет 5 апреля 2025 года по всему миру. Принять участие в акции можно будет в офлайн- и онлайн-формате.
Родители говорят, что воспитание — на стороне школы, а школа утверждает, что это задача родителей. Дискуссия началась с вопроса, какой из институтов играет большую роль в формировании культуры речи ребенка.
Елена Драпеко отметила: «Воспитывает всегда авторитет. Если авторитетом для ребенка является семья, он будет подражать тому, как используют русский язык в семье. Если школьная среда, то будет подражать школьному окружению. Если интернет, то будет подражать всем, кого там встретил».
С Еленой согласилась учитель русского языка Ирина Климович: «Главная роль семьи в том, чтобы ребенок научился чтению и полюбил литературу, язык. Но если в семье нет культуры чтения, школа может изменить эту картину. Авторитет учителя остается незыблемым. Но учителя, к сожалению, не всегда успевают следить за изменениями в языке, порой укрепляя в сознании детей ошибки. Поэтому участие учителей в проведении и проверке Тотального диктанта можно расценивать как курсы повышения квалификации».
«Для многих носителей русского языка главный источник знаний о том, как устроен язык, как правильно говорить и писать, — учитель русского языка в школе. “Меня в школе учили, что…” — главный аргумент в спорах о языке. А вот интерес к чтению закладывается дома, в рамках семейного чтения», — прокомментировал Владимир Пахомов.
Участники дискуссии отметили, что многие слова из классической литературы, такие как «молотьба», «косьба», «спешиться», «дьячок» и другие, современным школьникам непонятны.
«Дети не понимают Пушкина!», — сказала Елена Драпеко и порекомендовала заинтересовывать школьников историей русского языка, объяснять, что язык — это живой организм, который растет и обновляется.
Вячеслав Беляков отметил: «Меня русскому языку научила не школа, а Тотальный диктант. Я научился понимать русский язык как систему, начал интересоваться его развитием на курсах, которые сам организовывал во Владивостоке. Мы с командой стараемся заинтересовать нашу аудиторию, показать, что русский язык — это не страшно и не скучно. Мы успешно справляемся с этой миссией: с каждым годом к нам присоединяется все больше людей».
Дискуссия состоялась во второй день работы конференции Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке». В ней приняли участие представители более 70 российских и зарубежных городов. Конференция собрала координаторов и филологов акции и других неравнодушных к судьбе русского языка людей. В рамках мероприятия прошли мастер-классы по фандрайзингу, русскому жестовому языку, лекции о развитии языка, а также деловая игра. Конференция дала старт подготовке проведения Тотального диктанта в этом году.
Одним из центральных событий конференции стал финал конкурса на звание столицы Тотального диктанта. В 2025 году главным городом акции станет Сириус. Он примет на своей площадке автора текста диктанта, организует студию для онлайн-марафона и другие просветительские мероприятия, сопутствующие акции.
Напомним, Тотальный диктант пройдет 5 апреля 2025 года по всему миру. Принять участие в акции можно будет в офлайн- и онлайн-формате.
Последние новости раздела
7 февраля 2025
7 февраля 2025
7 февраля 2025