Национальную культуру перерабатывают в предметный дизайн \\ Российские дизайнеры возвращают моду на хрусталь

2 Декабря 2024
Национальную культуру перерабатывают в предметный дизайн \\
Дизайн ищет вдохновение в национальной культуре \\
Дизайнеры делают ставку на национальную культуру

Обращение к культурным кодам — актуальный тренд в предметном дизайне. Как художники сохраняют локальную идентичность, делают ставку на национальные традиции и выигрывают, рассказали на V Московской неделе интерьера и дизайна.

Казахстанский дизайнер Данияр Удербеков признался, что на создание многих предметов интерьера его вдохновили древние артефакты, в том числе наследие сарматов — кочевого народа, населявшего Евразию до I века н. э.

«Удивительное дело: чем больше я хочу сделать свой дизайн международным, тем более этническим он получается. Искусствоведы обращают внимание на то, что я использую кочевничество для создания предметов интерьера, в том числе традиционные для номадов материалы», — говорит Данияр Удербеков.

Художник много работает с войлоком, изобретение которого приписывают скотоводам-кочевникам. Одна из самых необычных работ Данияра Удербекова из этого материала — кресло «10 узлов».

«Эта работа несколько раз выставлялась на международных выставках. Каркас кресла изготовлен из черенков от лопат. Кстати, классный недорогой материал. В конструкции есть узлы, напечатанные на 3D-принтере из пластиковых бутылок. На одно кресло уходит около 40 бутылок и 10 черенков. Оно очень прочное, потому что его обшивка сделана из единого куска войлока. Это уникальный материал природного происхождения, который устойчив к воде, снегу, солнцу», — рассказал дизайнер.


V Московская неделя интерьера и дизайна проходит на ВДНХ в павильонах № 55 и № 57 до 2 декабря. Посетителей ждут более 50 мастер-классов, экскурсии по экспозиции, выступления 180 экспертов деловой программы, арт-объекты, консультации дизайнеров и тысячи товаров для дома. В этом сезоне Московская неделя интерьера и дизайна объединяет 1100 производителей, в их числе 45 зарубежных компаний.
Российские дизайнеры возвращают моду на хрусталь \\
Российские художники рассказывают о национальных традициях в хрустале

В 2000-е годы хрусталь, популярный в советские времена, был предан забвению, но сегодня отечественные дизайнеры возрождают к нему интерес, соединяя в своих предметах современность и культурный код. Как художники Гусевского хрустального завода имени Мальцова дарят хрусталю новую жизнь и продвигают русские традиции, рассказала генеральный директор ООО «Торговый дом «Гусевской хрустальный завод» Елена Усенко, выступая на V Московской неделе интерьера и дизайна.

«Все помнят семейные застолья во времена СССР — хрусталь доставали из сервантов по особым поводам, а затем убирали обратно, чтобы он пылился за стеклом до следующего праздника. Развивая бренд Гусевского хрустального завода, мы хотели избавиться от этого стереотипа. Наша задача — работать над ассортиментом, совмещая русские традиции с современностью. Благодаря нашим художникам сегодня хрусталь выглядит светски и изящно, становится предметом роскоши», — рассказала Елена Усенко.
Матрешка — одно из воплощений русского культурного кода. Художники Гусевского хрустального завода имени Мальцова успешно используют этот образ в предметном дизайне. По словам Елены Усенко, большой интерес на отраслевых выставках вызвала их последняя работа — мебельная фурнитура: ручки для шкафов были выполнены в виде миниатюрных хрустальных матрешек.
Художники также рассказывают в хрустале истории далекого прошлого, напоминают о забытых реалиях и словах. В качестве примера Елена Усенко привела коллекции дизайнера Светланы Поповой. Одна из них называется «Паужна» — так в Архангельской области говорили о перекусе, еде, которую берут с собой. Другая — «Ставец». Это слово на Руси использовали для глиняной и деревянной посуды с глубокой крышкой, которая складывалась по принципу матрешки.
«Благодаря нашим авторам, в том числе Светлане Поповой, мы можем говорить не только о визуальном образе предметов, но и рассказывать с помощью хрусталя о русских традициях. Например, сельницу и ставчик — посуду, которая дала название коллекциям Светланы Поповой, — на Руси делали из дерева. Мы перенесли ее в хрусталь. За каждым из этих предметов стоит интересная история», — рассказала Елена Усенко.

V Московская неделя интерьера и дизайна проходит на ВДНХ в павильонах № 55 и № 57 до 2 декабря. Посетителей ждут более 50 мастер-классов, экскурсии по экспозиции, выступления 180 экспертов деловой программы, арт-объекты, консультации дизайнеров и тысячи товаров для дома. В этом сезоне Московская неделя интерьера и дизайна объединяет 1100 производителей, в их числе 45 зарубежных компаний.
Московская неделя интерьера и дизайна
Московская неделя интерьера и дизайна
press@mwdi.ru