ВебЗайм о факторинговых амбициях МФО

6 Декабря 2024
Стремление микрофинансовых организаций к диверсификации бизнеса и поиску новых маржинальных продуктов вполне объяснимо. В этом контексте предоставление факторинговых услуг для клиентов, в том числе малого и среднего бизнеса, может представлять определенный интерес. В сервисе онлайн-займов ВебЗайм считают, что реализация классического факторинга в данном сегменте сопряжена с рядом серьезных ограничений и сложностей.

Ключевое отличие «квазифакторинга» МФО от стандартного в том, что потенциальным клиентам-заемщикам придется предоставлять не дебиторскую задолженность, а альтернативное обеспечение, например, трудовые договоры на получение заработной платы. Такая схема существенно усложняет и удорожает процесс для конечных потребителей по сравнению с классическим факторингом, основанном на уступке дебиторской задолженности.

Работа с индивидуальными предпринимателями (ИП), которые составляют основу малого и среднего бизнеса, также несет высокие риски для МФО. Очевидно, что МФО могут занять определенную долю рынка факторинга, предлагая продукт без регресса. В этом случае неисполнения обязательств со стороны ИП, микрофинансовые организации будут вынуждены самостоятельно предъявлять требования о погашении задолженности. Это значительно повысит вероятность дефолтов и создаст дополнительную нагрузку на операционные процессы. В то время как профильные факторинговые компании имеют отлаженные механизмы работы с подобными клиентами.

Несмотря на высокую доходность факторингового направления, реализовать его в рамках МФО сложно. Во-первых, ставки «квазифакторинга» будут сопоставимы с потребительским кредитованием, что делает продукт достаточно дорогостоящим для малого и среднего бизнеса, снижая его привлекательность.

Во-вторых, МФО столкнутся с необходимостью выстраивания эффективного электронного документооборота, который является ключевым фактором успешности факторинговых операций. Это потребует существенных инвестиций и организационных преобразований.

Следует также учитывать, что специализированные факторинговые компании, являющиеся «тяжеловесами» данного рынка, уже прочно закрепились в работе с бизнесом. Учитывая их глубокую экспертизу и отлаженные бизнес-процессы, микрофинансовым организациям будет крайне сложно конкурировать за клиентов малого и среднего сегмента.
Реализация факторингового направления в рамках МФО представляется маловероятным успешным сценарием ввиду серьезных структурных и операционных ограничений. Специализированные факторинговые компании по-прежнему будут иметь существенные конкурентные преимущества в данном сегменте рынка.
Анна Маслова
МКК
89231040704
avmaslova@postgroup.ru