Ответственный выбор в один клик: интернет-торговлю могут обязать информировать об упаковке

12 Декабря 2024
Если предлагаемые поправки станут частью регулирования, то все онлайн-магазины и маркетплейсы будут обязаны указывать состав упаковки товаров. Инициатива поможет  покупателям узнавать о перерабатываемости упаковки и делать осознанный выбор покупателям при приобретении товара.

В ноябре 2024 года ассоциация «РазДельный Сбор» представила депутатам Государственной Думы предложение, которое в случае одобрения со стороны депутатов обяжет онлайн-магазины и маркетплейсы отображать маркировку упаковки в карточках товаров.
Инициатива была предложена следующим депутатам: С.М. Миронову, М.Г. Делягину, Д.Г. Гусеву, И.А. Филатовой, С.А. Наумову, Я.В. Лантратовой, A.Ю. Спиридонову, B.К. Гартунгу, А.Ю. Кирьянову, C.В. Алтуховому, А.В. Ситникову.
На данный момент закон о защите прав потребителей обязывает предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, а также их целесообразности. Но получить всю необходимую информацию для ответственного выбора потребитель может только при офлайн покупках. Приходя в магазин, потребитель не только читает на этикетке о составе продукции, сроках годности и производителе, но видит, из какого материала упаковка продукта и можно ли сдать ее на переработку. Приобретая сметану в онлайн магазине, у покупателя нет возможности узнать состав упаковки, сравнить с другими товарами и сделать экологически ответственное решение. Новая поправка поможет уравнять возможности потребителей как в офлайн, так и в онлайн покупках.

Анна Гаркуша, руководитель проекта «В чем купить» в ассоциации «РазДельный Сбор»: «Наша инициатива направлена на развитие устойчивой системы потребления, где информация о перерабатываемости упаковки доступна каждому, независимо от способа покупки. Законодательное закрепление этой нормы позволит потребителям принимать более осознанные решения, а производителям — отвечать на запрос на экологичность».

По данным Data Insight видно, что онлайн-торговля в России стремительно растет: в 2023 году россияне совершили около 5,1 миллиарда онлайн-заказов, и к концу 2024 года этот показатель достигнет 7 миллиардов (данные Data Insight). Тем временем, отсутствие информации об упаковке товаров в онлайне приводит к росту объемов неперерабатываемых отходов, что не соответствует заявленной национальной цели по снижению экологического воздействия.

«Предложение коллег из РазДельного Сбора, на мой взгляд, положительно скажется на углублении экоосознанности потребителей товаров. А также больше производителей сможет обратить внимание на неоптимальные решения в упаковке, получив «сигналы» от потребителей в комментариях и отзывах. Это со временем приведет к повышению «устойчивости» их упаковочных портфелей и как результат – к сокращению объемов отходов трудноперерабатываемой упаковки,  —  обращает внимание Ольга Садник, руководитель Центра исследований EcoTechLab, эксперт в  области оценки устойчивости упаковки и обращения с отходами,  — однако я понимаю, что включение информации об упаковке – объемный и кропотливый труд, который потребует как постоянной актуализации данных, так и активной просветительской работы с производителями товаров, далеко не всегда владеющими данными об  особенностях устойчивости разных упаковочных материалов».

Введение предложенного «РазДельным Сбором» дополнения окажет содействие выполнению целей нацпроекта «Экономика замкнутого цикла» по достижению к 2030 году уровня переработки упаковки  в 85%.

Эксперты «РазДельного Сбора» и экологически ответственного бизнеса отмечают, что предложенные изменения обеспечат:
●    Потребителям — доступ к информации об упаковке, аналогичный офлайн-магазинам;
●    Бизнесу — стандартизированные требования, повышающие доверие и прозрачность для клиентов;
●    Государству — содействие по экологизации упаковки и повышению уровня ее переработки для поддержки перехода к экономике замкнутого цикла.

Новые поправки предложенные «РазДельным Сбором», в настоящий момент рассматриваются, и организация надеется на активное содействие в продвижении изменений, способных улучшить экологическую обстановку.

____________________________________________________
Проект «В чем купить» (#вчемкупить) — проект экологического движения «РазДельный Сбор», направленная на продвижение устойчивых упаковочных решений и повышение осведомленности потребителей. Проект подсвечивает лучшие практики бизнеса по переходу на устойчивые и многоразовые решения и привлечение внимания потребителей к этой важной проблеме

Ассоциация РазДельный Сбор – крупнейшая некоммерческая организация в сфере обращения с отходами в России. Движение существует больше 13 лет, к настоящему моменту имеет представительства более чем в 20 городах.
Анастасия Николаевна Алаева
Экологическое движение «РазДельный Сбор»
+79093922611
a.alaeva1475@gmail.com
Экологическое движение «РазДельный Сбор»