ATLAS и РГУД: девелоперы назвали основные причины удорожания зимнего благоустройства

29 Января 2024
63% застройщиков увеличат инвестиции в зимнее благоустройство в 2024 году. В число основных причин такого решения вошли инфляция и рост цен на все составляющие при реализации благоустройства и эксплуатации — так ответили 69% респондентов. Еще 32% отметили удорожание эксплуатации: заработная плата сотрудникам УК, реагенты, восстановление сложных элементов и т. д. Среди других причин — проектирование и установка сезонных элементов: более сложное, разнообразное, масштабное благоустройство, чем в прошлом году (19%), а также закупка и обслуживание техники (19%).
Таковы результаты исследования консалтингового бюро Atlas и Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД). В опросе приняли участие компании-члены гильдии и другие крупные игроки рынка недвижимости, в том числе «Первостроитель», «Самолет», ФСК Family, «Эталон», STENOY и другие. Респонденты могли выбирать по несколько вариантов ответов.
Многие девелоперы заявили, что сталкивались с непредвиденными эксплуатационными расходами на зимнее благоустройство — у 31% появляются неожиданные траты каждый год, а у 38% — только в случае непредвиденных погодных условий. Только 19% опрошенных девелоперов всегда закладывают дополнительный бюджет.
Большинство респондентов разделяют важность сезонной инфраструктуры. Они выделили самые популярные элементы зимнего благоустройства, которые становятся точками притяжения для прогулок и зимних фото. Это ёлка (88%), деревья с подсветкой (69%), каток и светящиеся арки и туннели (56%), горки и светящиеся фигуры (50%), а также снежные и ледяные фигуры (31%).
69% опрошенных девелоперов отметили, что зимнее благоустройство актуально для всех жилых комплексов, независимо от класса недвижимости. Однако для поддержания лояльности покупателей особую важность сезонной инфраструктуры отметили в сегменте премиальной и элитной недвижимости (19%) и в бизнес-классе (13%).
«Системные решения по созданию круглогодичного комфорта в городской среде перетекли с улиц и общественных пространств Москвы в практику благоустройства дворов и внутриквартальных территорий. Речь идёт про функциональное зонирование с учетом складирования и распределения снега, создание разнообразной зимней инфраструктуры для отдыха и занятий спортом, использование декоративной подсветки. Всё это положительно влияет на качество жизни людей, формирует добрососедство и привязанность к месту проживания», — подчеркнула генеральный директор консалтингового бюро Atlas Александра Сытникова.
Самым сложным в поддержании зимнего благоустройства девелоперы практически единогласно назвали уборку снега (94%). В числе других трудностей — борьба со льдом на дорожках (75%), защита сезонных элементов благоустройства: фигуры и елки (31%), вандализм жителей (6%) и помятые парковочные столбики (6%).
«Тема уборки снега как в городе, так и во дворах ЖК сегодня одна из самых животрепещущих. И хотя различной автоматизированной спецтехники в этой сфере становится всё больше, девелоперы признают, что нужны дополнительные инструменты и подходы. Например, системы “умного дома”, активно внедряющиеся в ЖК классов от “комфорт+” и выше, помогают упрощать процесс уборки и распределения ресурсов, вовремя реагировать на снежные прогнозы и увеличивающуюся толщину покрова. При этом грамотная планировка дорожек и функциональных зон остается главным фактором будущей устойчивости территории перед снежной стихией. Важны такие детали, как ширина проезда машин для уборки снега на дорожках, материалы благоустройства, выдерживающие ручное скалывание льда, подогреваемые покрытия. Подобные решения на всех этапах проектирования и реализации влияют на последующую эффективность эксплуатации дворов», — подчеркнула руководитель проектов консалтингового бюро Atlas Елена Трубина.
Современные, технологичные элементы благоустройства, такие как подогреваемые скамейки, тротуары, иммерсивные световые инсталляции, smart-опоры с аудио и т.п., в проекты благоустройства внедряют 50% респондентов. Не используют подобные решения 28% опрошенных девелоперов из-за сложности и дороговизны эксплуатации и 22% компаний не видят в них необходимости.
Девелоперы активно внедряют площадки-трансформеры — модульные пространства с мобильной уличной мебелью, — которыми можно пользоваться и в теплое, и в холодное время года.

Мнение девелоперов:
«Мы применяем уличное спортивное оборудование с возможностью использования в зимнее время года благодаря покрытиям и конструктиву. Когда мы говорим про художественный подход, то имеем в виду функциональное зонирование территории с учетом сценария зимнего сезона. Речь идет о проектировании мест для установки ели, организации площадок для проведения мероприятий под открытым небом и зимних ярмарок на бульварах. Также мы используем в наших проектах ландшафтно-художественное освещение — день становится значительно короче, а правильно подобранное освещение дает не только свет, но и создает особую атмосферу», — говорит директор департамента развития продукта ГК ФСК Пётр Кирилловский.  
«Зимнее благоустройство жилого комплекса, включая новогоднюю елку, гирлянды, украшенные МАфы, прежде всего, должны создавать волшебное настроение и атмосферу сказки. Пользоваться всей инфраструктурой должно быть просто и удобно. В наших загородных комплексах «Жаворонки Клаб» и «Сабурово Клаб», например, площадки для спортивных игр легко трансформируются в каток, где можно играть и в хоккей, и кататься на коньках», — говорит директор департамента маркетинга ФСК Family Екатерина Коган.  

О компании ATLAS
Бюро ATLAS — консалтинговая компания в сфере территориального развития. Основана в 2019 году. Эксперты бюро разработали стратегии развития городских, природных и сельских территорий общей площадью более 10 000 га. В портфолио Atlas — более 35 проектов, включая концепции благоустройства, комплексная работа с ООПТ и историческими объектами, регламенты, методические рекомендации и цифровые модели. Объем инвестиций, привлеченных в региональные и местные бюджеты, составляет 6,5 млрд рублей. Среди основных проектов — мастер-план исторического центра Оренбурга и нового района «Молодой Оренбург», первый в России мастер-план сельской агломерации (Дагестан), стратегии развития охраняемых природных территорий (Битцевский лес, долина реки Сетунь), «Атлас хороших решений» — каталог элементов благоустройства для общественных пространств Москвы.


О РГУД

Российская гильдия управляющих и девелоперов (РГУД) — ведущее объединение девелоперских, строительных, инвестиционных и управляющих компаний России и стран СНГ. Гильдия создана в 2002 году. В нее входит около 500 компаний — игроков рынка недвижимости из более 40 городов России.