Доставка товаров на маркетплейсы: 4 типичные ошибки

18 Июня 2024
За 2023 году объем грузоперевозок для электронных торговых площадок увеличился вдвое, и в 2024 году тенденция сохраняется: объемы онлайн-продаж, а вслед за ними сегмент доставки продолжают расти. Маркетплейсы остаются мощным драйвером транспортно-логистической отрасли.

Список требований продавцов к перевозчикам становится шире: селлерам нужна круглосуточная связь с логистами, легкий возврат товаров, страхование грузов и другие услуги.

Сейчас сотрудничество продавцов маркетплейсов и транспортных компаний в большинстве случаев организовано по стандартной схеме:

Продавец в личном кабинете заказывает доставку товаров. Сроки поставки и время отгрузки согласуют с маркетплейсом, затем заявка на доставку товаров передается перевозчику. Непосредственно продавец готовит товары к отправке — упаковывает, маркирует, собирает документы. Как все готово, перевозчик забирает груз. В зависимости от условий сотрудничества перевозчики могут забрать груз со склада продавца или получить на специальном терминале. Затем перевозчик доставляет товар в распределительный центр маркетплейса, где товарами занимаются дальше сотрудники торговой площадки — проверяют документы, сохранность груза и маркировку.  После того, как товары проверены, они поступают на склад маркетплейса, а перевозчик получает необходимые документы для передачи заказчику.

Логистический оператор может предложить клиенту и более широкий спектр услуг, например, подготовку товара к отправке, проверку маркировки на соответствие правилам маркетплейса, исправление маркировки при передаче на склад, оперативное решение возникающих проблем. Понимание нюансов работы с маркетплейсами и строгое соблюдение правил каждой площадки — ключевые качества перевозчика в современных условиях, и только с такими стоит сотрудничать селлеру.

Существует несколько типичных ошибок при доставке товаров на маркетплейсы: неверно заполненная заявка, неверная отметка о схеме работы, ошибки при упаковке и в маркировке, несвоевременное закрытие отгрузки в личном кабинете.

Так, при отправке товаров на склад маркетплейса для каждой отгрузки нужно составлять отдельное заявление. Если указать в одном документе несколько отгрузок, то на складе просто не примут продукцию у перевозчика.

Сотрудничество с маркетплейсом ведется по одной из трех схем: FBO, FBS или DBS. Если продавец укажет не ту схему, по которой работает, перевозчик не сможет правильно оценить потребности селлера и подобрать для него оптимальный маршрут, график и в целом схему взаимодействия.

Некорректная маркировка или упаковка товара могут послужить причиной того, что груз не примут на складе и в итоге нарушатся сроки поставки.

Чтобы обеспечить бесперебойные поставки, селлеру необходимо вовремя делать для перевозчика пропуск на склад и сопровождать каждый этап перемещения груза через свой персональный кабинет. Безответственное отношение к этим операциям приводит к тому, что логистический оператор просто не может передать товары на склад маркетплейса.

Но главная ошибка все же — это неправильный выбор перевозчика для доставки товаров на склад торговой площадки. Она может перечеркнуть все усилия селлера и испортить его репутацию на любом маркетплейсе.

На что обратить внимание при выборе перевозчика для маркетплейса: один из важнейших факторов при выборе перевозчика — это схема сотрудничества. Существуют три основные модели: FBO — торговля со склада маркетплейса. Перевозчик забирает груз и доставляет на склад маркетплейса. FBS — торговля со склада перевозчика или собственного склада продавца. Логистический оператор хранит товары на своем складе и маркирует по требованиям торговой площадки. Комиссия для поставщика на маркетплейсе снижается, так как товар не хранится на его складах. DBS — хранение и доставка силами перевозчика. Транспортная компания не только хранит и маркирует товары, но и доставляет его до конечного покупателя. Комиссия торговой площадки будет минимальной, так как доставку берет на себя логистический оператор.

Вне зависимости от выбранной схемы всегда стоит уточнять, предоставляет ли перевозчик дополнительные услуги. Например, подготовку к отгрузке, упаковку, маркировку, страхование груза, оформление документов и проч. Если для стабильных поставок вам требуются дополнительные услуги логистического оператора, их нужно обговорить заранее. Многие перевозчики предлагают только стандартный пакет, который подходит не каждому селлеру.

Стоит помнить, что на площадках условия и инфраструктура для въезда автомобилей, которые непосредственно влияют на работу грузоперевозчика и скорость доставки, различаются. Поэтому нужно выбирать перевозчика, у которого есть разные автомобили по габаритам, которые смогут заехать на любую площадку, а также дополнительное оборудование, например, специальные платформы, чтобы легко «интегрироваться» транспорту в зону погрузки-разгрузки.

Определив круг перевозчиков, которые работают по нужной схеме и предлагают все необходимые услуги, нужно сравнить их по не менее важному параметру: соотношению цены и качества. Мелкие перевозчики могут привлекать низкими ценами, но они далеко не всегда располагают ресурсами для стабильных перевозок. Здесь же стоит уточнить наличие опыта работы с маркетплейсами. От этого зависит, сможет ли потенциальный партнер разрешать мелкие спорные ситуации самостоятельно или будет возвращать вам товары до выяснения. И, конечно, качество услуг перевозки определяется еще и безопасностью доставки товара. Постоянные потери или испорченный в пути груз означают срыв сроков доставки, а в результате — штрафы от маркетплейса, отрицательные отзывы к товарам и потеря покупателей.

Еще один важный фактор для работы с маркетплейсами — это оперативная обратная связь от перевозчика. У селлера должна быть возможность на каждом этапе перевозки поддерживать контакт с транспортной компанией, знать, где находится груз и что с ним происходит. А если с доставкой возникают проблемы, уведомление должно быть сразу отправлено клиенту.
Ольга Беляева
ООО «Грузовичкоф»
8-999-239-74-24
dj_g0blin@mail.ru
Грузовичкоф