Товарный знак для самозанятых
4 Января 2025
Что такое товарный знак и для чего он нужен.
Товарный знак – это индивидуальное обозначение для товаров и услуг производителя. Он может быть реализован в различных вариантах, таких как, например, текст (слоган), изображение (в том числе 3D и голография), музыкальный ряд или композиция и других. Задача товарного знака – помочь потребителю отличить товары и услуги одного производителя от схожих товаров и услуг других производителей.
Товарный знак является охраняемой законом интеллектуальной собственностью правообладателя, а также нематериальным активом и может быть продан или передан по наследству.
Почему регистрация товарного знака важна для самозанятых?
Самозанятые, по сути, это такие же производители товаров и поставщики услуг, как и ООО или ИП. Также как и «взрослые» конкуренты, они стремятся стать максимально узнаваемыми на рынке и запоминаться своим клиентам как бренд. С 2020 года самозанятые могут выходить на маркетплейсы и многие активно пользуются данной возможностью. При этом многие самозанятые активно развивают собственные бренды (назовем так совокупность вариантов идентифицирующих обозначений: изображения, тексты-слоганы и т. д.) и тратят немало сил и средств на их раскрутку. Однако до 28 июня 2022 года бренды самозанятых были никак не защищены законом, поскольку регистрировать собственные торговые знаки имели право только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Принятый закон №193-ФЗ позволяет зарегистрировать товарный знак самозанятому и быть уверенным,
во-первых, что рынок не наводнится «клонами» с едва отличимыми логотипами после того, как оригинальный «бренд» будет раскручен;
во-вторых, что никто не сможет лишить самозанятого права на использование собственного логотипа. Ранее такое было возможно: любой нечестный ИП (например) мог зарегистрировать в качестве своего товарного знака изображение логотипа успешного товара самозанятого и предложить ему либо купить за очень большие суммы право на использование этого товарного знака, либо отказать в использовании вовсе;
в-третьих, что клиенты, которые однажды по достоинству оценили товары и услуги, предлагаемые самозанятым, с легкостью найдут их на торговых площадках в интернете даже в окружении большого числа карточек аналогичных товаров.
Регистрация товарного знака.
Зарегистрировать товарный знак в России можно лишь в одной организации – Роспатент. Длительность процедуры зависит от сложности товарного знака и занимает от 6 до 18 месяцев. Кроме того, существует большое количество правил и требований, которым должен соответствовать торговый знак. В противном случае Роспатент откажет в регистрации.
Чтобы избежать лишних проблем и не потратить время в пустую, зарегистрировать товарный знак самозанятому лучше с помощью патентных специалистов (поверенных). Они обладают необходимым профессиональным опытом и знают, как не получить отказ. Поверенные проверят знак на совпадение с уже зарегистрированными, подготовят все необходимые документы, а также на протяжении всего периода регистрации будут оперативно и грамотно коммуницировать со специалистами Роспатента.
Зарегистрировать товарный знак самозанятым можно и самостоятельно. Для этого нужно:
1. Придумать товарный знак. О том, какие варианты товарных знаков допускаются для регистрации, расскажем ниже.
2. Проверить придуманный товарный знак на уникальность. Сделать это можно через реестр Роспатента.
3. Подобрать классы МКТУ, в которых должен быть зарегистрирован товарный знак. МКТУ – международная классификация товаров и услуг, которая включает в себя 45 классов. Товарный знак может быть зарегистрирован в одном или нескольких классах. Это важно учитывать, когда деятельность уже ведется или будет вестись в нескольких направлениях или смежных отраслях. Если заранее продумать данный момент, то в дальнейшем В этом не придется еще раз платить полную стоимость регистрации.
4. Заплатить госпошлину за проведение экспертизы и регистрацию. Стоимость регистрации товарных знаков для самозанятых начинается от 31 тысячи рублей и зависит от сложногости знака и количества классов, в которых он будет зарегистрирован. Оплату пошлины можно провести частями: на этапе подачи заявки, далее на этапе экспертизы и затем после получения положительного решения на этапе регистрации.
5. Подать заявку в Федеральный институт промышленной собственности при Роспатенте. Сделать это можно в бумажном или электронном виде. Для последнего потребуется наличие электронной подписи.
6. Пройти экспертизу (проверку) Роспатента. Специалисты организации проверят новый торговый знак на полное совпадение или частичное сходство с другими товарными знаками (уже зарегистрированными, а также теми, на регистрацию которых уже были поданы заявки). На данном этапе эксперты Роспатента могут задавать дополнительные вопросы или запрашивать внесение изменений.
7. Получить решение Роспатента и свидетельство о регистрации. Свидетельство будет действительно в течение 10 лет. Затем необходимо будет подавать документы на продление регистрации. Продление регистрации также процесс не быстрый, поэтому в идеале подавать документы нужно не менее, чем за год до окончания срока регистрации. Так вы точно уложитесь в срок.
Какой товарный знак придумать?
Как мы уже писали, 1 шаг на пути к регистрации собственного товарного знака – это его создание. Законодательство допускает регистрацию 9 разных видов товарных знаков. Самые востребованные из них:
• Словесный – это слова или словосочетания, объединенные в слоганы и рекламные фразы, также это может быть уникальное название. Главное требование, данные слова и словосочетания не должны быть общеупотребимыми и должны обеспечивать максимальную узнаваемость в том числе на слух.
• Изобразительный – графическое или художественное изображение (логотип, персонаж), направленное на визуальное узнавание.
• Объемный – все, что связано уникальными с объемными формами. Например, если вы придумали суперудобную упаковку для своего товара, она может быть зарегистрирована как товарный знак, и тогда никто из продавцов товаров не сможет продавать их в упаковке такой же формы.
• Комбинированный – самый популярный вид, позволяющий сочетать разные виды обозначений: названия, логотипы, слоганы, упаковку, цвет и тд.
Все плюсы регистрации товарного знака для самозанятого.
Регистрация товарного знака – решение добровольное. Закон не обязывает получать свидетельства от Роспатента. Но те, кто это сделал, имеют массу преимуществ, а именно:
1. Являются единоличными владельцами товарного знака, и значит, никто не сможет продавать под их «брендом»;
2. Могут осуществлять персонализированное на маркетплейсах;
3. Могут продавать франшизу;
4. Могут получать роялти за лицензионное использование их товарного знака;
5. В случае незаконного использования товарного знака могут обратиться в суд и получить компенсации от нарушителей;
6. Товарный знак – нематериальный актив, увеличивающий стоимость бизнеса;
7. Имеют возможность получать кредиты на льготных условиях под залог интеллектуальной собственности. Данные предложения есть у банков, участвующих в нацпрограммах по поддержке малого и среднего бизнеса.
Кроме того, наличие товарного знака – свидетельство серьезности бизнеса и своего рода декларация о намерении работать долго и успешно.
Товарный знак – это индивидуальное обозначение для товаров и услуг производителя. Он может быть реализован в различных вариантах, таких как, например, текст (слоган), изображение (в том числе 3D и голография), музыкальный ряд или композиция и других. Задача товарного знака – помочь потребителю отличить товары и услуги одного производителя от схожих товаров и услуг других производителей.
Товарный знак является охраняемой законом интеллектуальной собственностью правообладателя, а также нематериальным активом и может быть продан или передан по наследству.
Почему регистрация товарного знака важна для самозанятых?
Самозанятые, по сути, это такие же производители товаров и поставщики услуг, как и ООО или ИП. Также как и «взрослые» конкуренты, они стремятся стать максимально узнаваемыми на рынке и запоминаться своим клиентам как бренд. С 2020 года самозанятые могут выходить на маркетплейсы и многие активно пользуются данной возможностью. При этом многие самозанятые активно развивают собственные бренды (назовем так совокупность вариантов идентифицирующих обозначений: изображения, тексты-слоганы и т. д.) и тратят немало сил и средств на их раскрутку. Однако до 28 июня 2022 года бренды самозанятых были никак не защищены законом, поскольку регистрировать собственные торговые знаки имели право только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Принятый закон №193-ФЗ позволяет зарегистрировать товарный знак самозанятому и быть уверенным,
во-первых, что рынок не наводнится «клонами» с едва отличимыми логотипами после того, как оригинальный «бренд» будет раскручен;
во-вторых, что никто не сможет лишить самозанятого права на использование собственного логотипа. Ранее такое было возможно: любой нечестный ИП (например) мог зарегистрировать в качестве своего товарного знака изображение логотипа успешного товара самозанятого и предложить ему либо купить за очень большие суммы право на использование этого товарного знака, либо отказать в использовании вовсе;
в-третьих, что клиенты, которые однажды по достоинству оценили товары и услуги, предлагаемые самозанятым, с легкостью найдут их на торговых площадках в интернете даже в окружении большого числа карточек аналогичных товаров.
Регистрация товарного знака.
Зарегистрировать товарный знак в России можно лишь в одной организации – Роспатент. Длительность процедуры зависит от сложности товарного знака и занимает от 6 до 18 месяцев. Кроме того, существует большое количество правил и требований, которым должен соответствовать торговый знак. В противном случае Роспатент откажет в регистрации.
Чтобы избежать лишних проблем и не потратить время в пустую, зарегистрировать товарный знак самозанятому лучше с помощью патентных специалистов (поверенных). Они обладают необходимым профессиональным опытом и знают, как не получить отказ. Поверенные проверят знак на совпадение с уже зарегистрированными, подготовят все необходимые документы, а также на протяжении всего периода регистрации будут оперативно и грамотно коммуницировать со специалистами Роспатента.
Зарегистрировать товарный знак самозанятым можно и самостоятельно. Для этого нужно:
1. Придумать товарный знак. О том, какие варианты товарных знаков допускаются для регистрации, расскажем ниже.
2. Проверить придуманный товарный знак на уникальность. Сделать это можно через реестр Роспатента.
3. Подобрать классы МКТУ, в которых должен быть зарегистрирован товарный знак. МКТУ – международная классификация товаров и услуг, которая включает в себя 45 классов. Товарный знак может быть зарегистрирован в одном или нескольких классах. Это важно учитывать, когда деятельность уже ведется или будет вестись в нескольких направлениях или смежных отраслях. Если заранее продумать данный момент, то в дальнейшем В этом не придется еще раз платить полную стоимость регистрации.
4. Заплатить госпошлину за проведение экспертизы и регистрацию. Стоимость регистрации товарных знаков для самозанятых начинается от 31 тысячи рублей и зависит от сложногости знака и количества классов, в которых он будет зарегистрирован. Оплату пошлины можно провести частями: на этапе подачи заявки, далее на этапе экспертизы и затем после получения положительного решения на этапе регистрации.
5. Подать заявку в Федеральный институт промышленной собственности при Роспатенте. Сделать это можно в бумажном или электронном виде. Для последнего потребуется наличие электронной подписи.
6. Пройти экспертизу (проверку) Роспатента. Специалисты организации проверят новый торговый знак на полное совпадение или частичное сходство с другими товарными знаками (уже зарегистрированными, а также теми, на регистрацию которых уже были поданы заявки). На данном этапе эксперты Роспатента могут задавать дополнительные вопросы или запрашивать внесение изменений.
7. Получить решение Роспатента и свидетельство о регистрации. Свидетельство будет действительно в течение 10 лет. Затем необходимо будет подавать документы на продление регистрации. Продление регистрации также процесс не быстрый, поэтому в идеале подавать документы нужно не менее, чем за год до окончания срока регистрации. Так вы точно уложитесь в срок.
Какой товарный знак придумать?
Как мы уже писали, 1 шаг на пути к регистрации собственного товарного знака – это его создание. Законодательство допускает регистрацию 9 разных видов товарных знаков. Самые востребованные из них:
• Словесный – это слова или словосочетания, объединенные в слоганы и рекламные фразы, также это может быть уникальное название. Главное требование, данные слова и словосочетания не должны быть общеупотребимыми и должны обеспечивать максимальную узнаваемость в том числе на слух.
• Изобразительный – графическое или художественное изображение (логотип, персонаж), направленное на визуальное узнавание.
• Объемный – все, что связано уникальными с объемными формами. Например, если вы придумали суперудобную упаковку для своего товара, она может быть зарегистрирована как товарный знак, и тогда никто из продавцов товаров не сможет продавать их в упаковке такой же формы.
• Комбинированный – самый популярный вид, позволяющий сочетать разные виды обозначений: названия, логотипы, слоганы, упаковку, цвет и тд.
Все плюсы регистрации товарного знака для самозанятого.
Регистрация товарного знака – решение добровольное. Закон не обязывает получать свидетельства от Роспатента. Но те, кто это сделал, имеют массу преимуществ, а именно:
1. Являются единоличными владельцами товарного знака, и значит, никто не сможет продавать под их «брендом»;
2. Могут осуществлять персонализированное на маркетплейсах;
3. Могут продавать франшизу;
4. Могут получать роялти за лицензионное использование их товарного знака;
5. В случае незаконного использования товарного знака могут обратиться в суд и получить компенсации от нарушителей;
6. Товарный знак – нематериальный актив, увеличивающий стоимость бизнеса;
7. Имеют возможность получать кредиты на льготных условиях под залог интеллектуальной собственности. Данные предложения есть у банков, участвующих в нацпрограммах по поддержке малого и среднего бизнеса.
Кроме того, наличие товарного знака – свидетельство серьезности бизнеса и своего рода декларация о намерении работать долго и успешно.
Последние новости раздела
21 января 2025
21 января 2025
20 января 2025