Дистанционное обучение. Взгляд в будущее.

27 Октября 2020
Около пяти лет назад, в беседе с одним директором московской школы, у меня случайно зашёл разговор о возможностях и перспективах дистанционного обучения школьников и студентов. Мы обсудили общие проблемы данной формы работы и пришли к естественному заключению, что эта, в общем-то, положительная система обучения, когда-нибудь обязательно будет востребована и найдёт своё практическое применение в школе и вузе. Однако мы прекрасно понимали, что проблематика этого, несомненно, значимого вопроса носит весьма отдалённый характер, на практике в данный момент времени не очень-то востребована, и, в целом, никак широко в  реальности не применима.
С тех пор прошло пять лет. Для развития педагогических идей и форм обучения, срок крайне небольшой. С учётом того, что педагогика, во многом, инертна и достаточно консервативна. Внедрение новых идей, технологий, форм обучения в ней происходит достаточно медленно, иногда встречая глубокое внутреннее сопротивление со стороны учителей и преподавателей. Например, обязательный Единый государственный экзамен в нашей стране был введён в 2009 году и до сих пор не принял окончательной формы своего проведения. Каждый раз перед его началом, в него вносят изменения, а споры в его необходимости не утихают уже на протяжении более десяти лет.
Но весной 2020 года отечественная педагогика столкнулась с совершенно неожиданным и опасным явлением – COVID-19. Страшная болезнь охватила весь мир, превратившись в глобальную пандемию. С целью сохранения здоровья учащихся, педагогических коллективов и исключения возможности распространение инфекции, отечественной системе образования не осталось иного пути, как перейти в режим дистанционного обучения, реализуемого в виртуальном пространстве интернета. И если все предыдущие годы возможность дистанционного обучения в школах только обсуждалась, то 2020 год уже никакого иного выбора отечественной системе не оставил.
В результате, за прошедшие полгода, можно сделать определённый вывод - отечественная система образования удар выдержала. Но вместе с тем выпукло выявила и ряд новых проблем. После того, как было принято решение, что образовательные учреждения переходят на карантин и дистанционную форму обучения, школам и вузам понадобилось меньше двух недель, чтобы организовать и вернуть в нормальное конструктивное русло педагогический процесс. В течение первой недели карантина, среди учителей и преподавателей наблюдалось непонимание, как организовать занятия, но уже в начале, второй, общие принципы и формы проведения занятий и уроков были сформулированы. Во многом это стало возможным благодаря ранее введённым электронным системам МЭШ (Московская электронная школа) и вузовским MOODLE и E-learning. У учителей и преподавателей было сформировано понимание работы в этих системах, и существовал определённый навык работы с ними. Однако как показала реальность, ни МЭШ, ни тем более MOODLE или E-learning, оказались не способны предоставить весь спектр возможностей по нормальной организации учебного процесса. У этих систем отсутствует самое главное – возможность непосредственного общения между учителем (преподавателем) и учеником в режиме реального времени. Эти системы оказались лишь хранилищем информации. И если МЭШ изначально для этого и создавалась, как некий банк с учебно-методическими материалами, откуда учитель берёт необходимые ему данные, то громоздкие и время затратные для преподавателя учебные платформы MOODLE или E-learning оказались мало востребованными, даже не смотря на возможность использования внутренних чатов и форумов. В итоге учителям и преподавателям пришлось использовать сторонние не всегда удобные информационные сервисы WhatsApp, ZOOM, Mirapolis Virtual Room и др. Из них наиболее приспособленной для дистанционного обучения является Microsoft Teams, поскольку в ней интуитивно понятно управление, ясна внутренняя логистика, есть возможность использовать интерактивную доску и, самое главное, сохранять учебно-методические данные. В результате, благодаря этим программам стало возможным организовать живое общение между учителями и преподавателями с одной стороны и учениками с другой. Появилась возможность ученику и учителю увидеть друг друга. Выразить слово в звуке. Почувствовать и понять реальное эмоциональное состояние. Передать и получить информацию здесь и сейчас. Участвовать в учебном процессе, находясь за многие тысячи километров друг от друга.
У учителей появились технологии позволяющие общаться в реальном времени, передавать и сохранять информацию. Вместе с тем данные технологии не решают ряд проблем связанных с организацией практической работы в лабораторных условиях, контролем учебного процесса, мотивацией к обучению, созданием благоприятной учебной среды и т.п. Как показала практика, домашняя атмосфера не всегда способствует качественному получению (передаче) знаний. Остаётся открытым вопрос как обучать студентов-художников рисовать с натуры обнажённую фигуру человека, психологов организовывать и проводить коллективные тренинговые занятия, физиков или химиков работать с техническими установками, которые есть только в университете (школьном кабинете) и т.д?
Дистанционное обучение столкнулось с проблемой не только в организации процесса передачи информации, но и контролем учебной деятельности. Во время урока учитель или преподаватель понимает, что и как непосредственно перед его глазами делают ученики. Учитель в любое время может скорректировать свои и их действия. В условиях дистанционного образования этот механизм уже не работает. Даже включённая видео камера не отображает реальную картину происходящего. Поле её обзора ограничено, она может в любой момент выключится по тем или иным причинам. Преподаватель видит, что ученик (студент) во время урока или лекции находится в режиме он-лайн, но не всегда знает, включена ли громкость на другом конце виртуального провода.
Пандемия многократно ускорила те процессы, которые внедрялись и «тянулись» в отечественном образовании годами. Сложившиеся объективные обстоятельства вынудили по-новому настраивать педагогическую систему. В итоге, перед образованием открылись новые ранее неизвестные возможности, но и появились острые и неоднозначные вызовы. Мы живём в уникальное время. Никогда ранее в истории человечества педагогика не решала подобные задачи на таком технологическом уровне. Внешние условия, заставляют любую систему находить наиболее рациональные способы адаптации своего существования. В противном случае она перестанет существовать. Отечественное образование умет принимает вызовы. Поэтому никогда не исчезнет, но может потерять в своём качестве. И если мой случившийся разговор с школьным директором о дистанционной форме обучения в то время был гипотетическим, в тех условиях такое образование было объективно не нужно, то сейчас это уже наступившая реальность. У дистанционного образования есть положительные качества позволяющие усовершенствовать педагогический процесс, но насколько и как эта форма обучения будет востребована после пандемии, и в какую сторону она будет развиваться, покажет лишь время.
АВТОР: Хлебников Александр Сергеевич,  кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» МГППУ
Около пяти лет назад, в беседе с одним директором московской школы, у меня случайно зашёл разговор о возможностях и перспективах дистанционного обучения школьников и студентов. Мы обсудили общие проблемы данной формы работы и пришли к естественному заключению, что эта, в общем-то, положительная система обучения, когда-нибудь обязательно будет востребована и найдёт своё практическое применение в школе и вузе. Однако мы прекрасно понимали, что проблематика этого, несомненно, значимого вопроса носит весьма отдалённый характер, на практике в данный момент времени не очень-то востребована, и, в целом, никак широко в реальности не применима. С тех пор прошло пять лет. Для развития педагогических идей и форм обучения, срок крайне небольшой. С учётом того, что педагогика, во многом, инертна и достаточно консервативна. Внедрение новых идей, технологий, форм обучения в ней происходит достаточно медленно, иногда встречая глубокое внутреннее сопротивление со стороны учителей и преподавателей. Например, обязательный Единый государственный экзамен в нашей стране был введён в 2009 году и до сих пор не принял окончательной формы своего проведения. Каждый раз перед его началом, в него вносят изменения, а споры в его необходимости не утихают уже на протяжении более десяти лет. Но весной 2020 года отечественная педагогика столкнулась с совершенно неожиданным и опасным явлением – COVID-19. Страшная болезнь охватила весь мир, превратившись в глобальную пандемию. С целью сохранения здоровья учащихся, педагогических коллективов и исключения возможности распространение инфекции, отечественной системе образования не осталось иного пути, как перейти в режим дистанционного обучения, реализуемого в виртуальном пространстве интернета. И если все предыдущие годы возможность дистанционного обучения в школах только обсуждалась, то 2020 год уже никакого иного выбора отечественной системе не оставил. В результате, за прошедшие полгода, можно сделать определённый вывод - отечественная система образования удар выдержала. Но вместе с тем выпукло выявила и ряд новых проблем. После того, как было принято решение, что образовательные учреждения переходят на карантин и дистанционную форму обучения, школам и вузам понадобилось меньше двух недель, чтобы организовать и вернуть в нормальное конструктивное русло педагогический процесс. В течение первой недели карантина, среди учителей и преподавателей наблюдалось непонимание, как организовать занятия, но уже в начале, второй, общие принципы и формы проведения занятий и уроков были сформулированы. Во многом это стало возможным благодаря ранее введённым электронным системам МЭШ (Московская электронная школа) и вузовским MOODLE и E-learning. У учителей и преподавателей было сформировано понимание работы в этих системах, и существовал определённый навык работы с ними. Однако как показала реальность, ни МЭШ, ни тем более MOODLE или E-learning, оказались не способны предоставить весь спектр возможностей по нормальной организации учебного процесса. У этих систем отсутствует самое главное – возможность непосредственного общения между учителем (преподавателем) и учеником в режиме реального времени. Эти системы оказались лишь хранилищем информации. И если МЭШ изначально для этого и создавалась, как некий банк с учебно-методическими материалами, откуда учитель берёт необходимые ему данные, то громоздкие и время затратные для преподавателя учебные платформы MOODLE или E-learning оказались мало востребованными, даже не смотря на возможность использования внутренних чатов и форумов. В итоге учителям и преподавателям пришлось использовать сторонние не всегда удобные информационные сервисы WhatsApp, ZOOM, Mirapolis Virtual Room и др. Из них наиболее приспособленной для дистанционного обучения является Microsoft Teams, поскольку в ней интуитивно понятно управление, ясна внутренняя логистика, есть возможность использовать интерактивную доску и, самое главное, сохранять учебно-методические данные. В результате, благодаря этим программам стало возможным организовать живое общение между учителями и преподавателями с одной стороны и учениками с другой. Появилась возможность ученику и учителю увидеть друг друга. Выразить слово в звуке. Почувствовать и понять реальное эмоциональное состояние. Передать и получить информацию здесь и сейчас. Участвовать в учебном процессе, находясь за многие тысячи километров друг от друга. У учителей появились технологии позволяющие общаться в реальном времени, передавать и сохранять информацию. Вместе с тем данные технологии не решают ряд проблем связанных с организацией практической работы в лабораторных условиях, контролем учебного процесса, мотивацией к обучению, созданием благоприятной учебной среды и т.п. Как показала практика, домашняя атмосфера не всегда способствует качественному получению (передаче) знаний. Остаётся открытым вопрос как обучать студентов-художников рисовать с натуры обнажённую фигуру человека, психологов организовывать и проводить коллективные тренинговые занятия, физиков или химиков работать с техническими установками, которые есть только в университете (школьном кабинете) и т.д? Дистанционное обучение столкнулось с проблемой не только в организации процесса передачи информации, но и контролем учебной деятельности. Во время урока учитель или преподаватель понимает, что и как непосредственно перед его глазами делают ученики. Учитель в любое время может скорректировать свои и их действия. В условиях дистанционного образования этот механизм уже не работает. Даже включённая видео камера не отображает реальную картину происходящего. Поле её обзора ограничено, она может в любой момент выключится по тем или иным причинам. Преподаватель видит, что ученик (студент) во время урока или лекции находится в режиме он-лайн, но не всегда знает, включена ли громкость на другом конце виртуального провода. Пандемия многократно ускорила те процессы, которые внедрялись и «тянулись» в отечественном образовании годами. Сложившиеся объективные обстоятельства вынудили по-новому настраивать педагогическую систему. В итоге, перед образованием открылись новые ранее неизвестные возможности, но и появились острые и неоднозначные вызовы. Мы живём в уникальное время. Никогда ранее в истории человечества педагогика не решала подобные задачи на таком технологическом уровне. Внешние условия, заставляют любую систему находить наиболее рациональные способы адаптации своего существования. В противном случае она перестанет существовать. Отечественное образование умет принимает вызовы. Поэтому никогда не исчезнет, но может потерять в своём качестве. И если мой случившийся разговор с школьным директором о дистанционной форме обучения в то время был гипотетическим, в тех условиях такое образование было объективно не нужно, то сейчас это уже наступившая реальность. У дистанционного образования есть положительные качества позволяющие усовершенствовать педагогический процесс, но насколько и как эта форма обучения будет востребована после пандемии, и в какую сторону она будет развиваться, покажет лишь время. АВТОР: Хлебников Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» МГППУ
Московский государственный психолого-педагогический университет
+7 (495) 623-07-52
klyakinama@mgppu.ru
МГППУ