Снег идет… и утилизируется: московские технологии

19 Ноября 2021

Изобильные зимние снегопады и горы снега на улицах – «проверка на прочность» городских подразделений, отвечающих за уборку; это очевидно. Но ведь загрузкой самосвалов дело не заканчивается, собранную снежную массу нужно куда-то отвезти. Куда именно? На снегосплавные пункты, если коротко – ССП; это еще одна коммунальная система, которая во время погодных авралов работает на максимуме возможностей. Так, в феврале 2021 года, побившем все рекорды по количеству осадков, снегоплавильни «Мосводостока» ежесуточно утилизировали свыше 41 м3 снега.

Почему важно?

Эффективные технологии переработки снега не менее – а скорее, более – важны, чем грамотная организация его уборки; последнее, как выяснилось в том самом феврале, коммунальщикам вполне по силам даже в экстремальных ситуациях. Зато утилизация порождает множество вопросов: нужно проделывать это рационально, малозатратно и безопасно для экологии.

Снег в мегаполисе грязен. Очень. На дорогах Москвы все мы можем видеть кашу, в которой перемешаны сажа, песок, камни, горелая резина, антигололедные химикаты, бензин, масла... До начала нового века самосвалы-снеговозы разгружались на берегах рек и окрестных полях, сейчас это вызовет экологическую катастрофу. Но не беспокойтесь, с 2002 в столице взят на вооружение американский опыт снеговой утилизации – это происходит на специальных снегосплавных пунктах. У «Мосводоканала» их тридцать пять, у «Мосводостока» четырнадцать.

О чистоте и тепле

Что происходит на всех ССП, вне зависимости от принадлежности? Привезенный снег растапливается, причем слежавшаяся до твердости камня масса предварительно дробится. Мусор оседает на дно снегоприемников, песок и другие мелкие частицы улавливаются в камерах под немного смешным названием «песколовки». Очищенная вода поступает в системы канализации или дождевого водоотведения: в Москве эти две сети исторически изолированы, первой занимается «Мосводоканал», второй «Мосводосток».

Но чтобы плавить снег, нужно тепло! Оно в избытке имеется в канализационных коллекторах, среднегодовая температура воздуха в этих огромных трубах +18-20 градусов, буквально южный курорт. Чем и пользуется «Мосводоканал», размещая снегоплавильни над канализационной сетью.

Источники тепла на ССП «Мосводостока» иные. Снегосплавные площадки устроены на водосточных коллекторах, и места их размещения тщательно продуманы с точки зрения получения вторичной тепловой энергии. Ее поставщиками являются подземные реки, ТЭЦ и городские сети водяного отопления. В зимнее время вода в речках под Москвой, конечно, остывает, но не более чем до +6 градусов; этого хватает, чтобы растопить снег. Отработанная вода с теплоэлектроцентралей вообще имеет температуру от +28 градусов; обратные отопительные трубопроводы, конечно, не насколько горячие, но их близость тоже позволяет нагревать снегоприемные камеры.

Плюсы вторичных ресурсов

Как легко заметить, во всех случаях «Мосводосток» использует уже отработанные ресурсы, не затрачивая дополнительных средств на тепловое оборудование и топливо для него. Такой алгоритм позволяет рачительно расходовать и воду, и тепловую энергию, и материальные ресурсы, и бюджетные деньги (надо заметить, в огромных количествах). Важно также, что даже усиленная работа снегоплавилен не добавляет выбросов в атмосферу Москвы, и без того достаточно загрязненную.

Повторим, в сутки четырнадцать ССП могут переработать 41 м3 снега; это две с половиной тысячи разгруженных самосвалов-КамАЗов. Представьте, сколько понадобилось бы воды, тепла, топлива из первичных ресурсов; потому сегодня так усиленно и отрабатываются инновационные технологии, основанные на применении вторичного и рециркулируемого сырья. Огромный мегаполис – отличная испытательная площадка для инноваций, и уже сегодня можно сказать, что экологически безопасные методы «Мосводостока» успешно работают.

А что делать, если вторичных источников тепла в районе нет? Не заставлять же самосвалы со снегом проделывать длинный путь по загруженным улицам? В этом, и только в этом случае используются дизельные генераторы для теплового оборудования.

https://www.mosvodostok.com/