На страже демократии, 2011 - Выпуск 28

21 Сентября 2011
Российский газ против украинского государства
Украина и Россия вновь переживают осложнение двусторонних отношений из-за газового вопроса. Контракт на поставки газа в Украину, подписанный премьером Юлией Тимошенко в 2009 году, стал основанием для возбуждения против нее уголовного дела и, как следствие, суда над экс-премьером, а также фактором мощного давления на украинскую экономику, получающей сегодня российский газ по самым высоким в Европе ценам – 388 долл. за тыс. куб. м по состоянию на четвертый квартал текущего года(1). Стремясь во что бы то ни стало уменьшить цену на российский газ, В.Янукович в начале своего президентства в 2010 году заключил Харьковские соглашения, которые дали Украине эфемерную скидку в 100 дол. за тыс. куб. м, но зато вполне реально продлили срок пребывания в Украине Черноморского флота РФ до 2042 года.

На данном этапе Россия выступает категорически против снижения цены на газ для Украины и изменение условий контракта, несмотря на то, что под давлением аргументов других стран ЕС вынужденно идет на такие шаги. Президент РФ Д.Медведев заявил, что в Украине для уменьшения цены на российский газ есть два варианта на выбор – либо вступить в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном, либо отдать России свою газотранспортную систему по примеру Беларуси. Президент Янукович не принимает ни одного из вариантов и заявляет, что Украина может подать иск в Стокгольмский международный арбитражный суд. В качестве основания для пересмотра контрактов украинская сторона может использовать ликвидацию НАК «Нафтогаз Украины», осуществляемую в процессе реформирования энергетического сектора, на что Президент Янукович уже дал соответствующее поручение.

Сейчас и Украина, и Россия находятся в состоянии подготовки к новой «газовой войне», которая, впрочем, может и не состояться. Но уже сейчас на уровне руководства двух стран заметно значительное охлаждение в отношениях. Более того, со стороны России на Украину оказывается массированное информационное давление.

Единственным эффективным способом избежать дальнейшего усиления давления со стороны России для украинского руководства может стать быстрая интеграция в европейское законодательное поле в сфере энергетики, привлечение в Украину западных инвесторов и внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий. Только такие шаги способны уменьшить степень зависимости экономики государства от российских энергоносителей. Впрочем, пока российский газ обыгрывает Украинское государство.
(1) http://www.unian.net/rus/news/news-453224.html

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Как для страны, известной на весь мир своими шахматными чемпионами, Россия выбрала слишком недальновидную стратегию игры. Китай покупает российский газ по 200 долл. США за тыс. куб. м, страны Европы – в среднем по 299 долл., а "братской" Украине Россия предлагает газ по 380 долларов, то есть по самой высокой в Европе цене!

Конечно, Россия не в том положении, чтобы держать Китай в ежовых рукавицах, а на торговле с Европой вообще держится почти вся ее экономика. Но почему Украина? Одна из причин может состоять в усталости России от газовых игр, которые постоянно ведутся в Украине. Но как бы там ни было, в 2001 году Россия подписала с Украиной 10-летний контракт о поставках российского газа по цене 50 долл. за тыс. куб. м без каких-либо дополнительных условий и требований наподобие вступления в Таможенный союз или передачи украинской ГТС. И это было нормальное соглашение с бывшим близким союзником.

Тогдашний премьер-министр Украины Виктор Ющенко решил отменить этот договор, заменив его сложным контрактом, который предусматривал вовлечение в процесс поставки газа посредников. Результатом стали две газовые войны с Россией с прекращением поставок газа в Европу в разгар зимы и обострение внутренней политической ситуации, когда каждый новый президент и премьер-министр пытались заключать выгодные сделки, непонятно в чьих интересах, но неизменно за счет украинского народа, заплатившего за это дополнительные 38,6 млрд. долл., заложенные в цену на газ.

Может, вся эта история и веселит "Газпром", но постоянные пересмотры соглашений истощают обе стороны, требуют много времени и усилий и, безусловно, демонстрируют непрофессионализм сторон. Почему Украина не может заключить долгосрочное соглашение о поставках газа, ведь другим странам это удается? Очевидно, что причина – в спекуляциях и махинациях, осуществляемых обеими сторонами. Властям по обе стороны баррикад трудно ущемить свои же интересы или уступить свою «долю» в долгосрочном контракте.

Как бы там ни было, но украинской власти стоит вести себя осмотрительнее. Если она зайдет в своих играх слишком далеко, политические интересы могут подтолкнуть Москву к раскрытию карт, и тогда откроется правда: кому и насколько были выгодны газовые войны.

Украинские олигархи продолжают бездумно эксплуатировать государственные ресурсы
Пользуясь близостью к власти, украинские олигархи эксплуатируют государственное имущество Украины по цене значительно ниже рыночной или вообще бесплатно. В частности, предприятие «Крымский титан», принадлежащее одному из близких к власти олигархов, до сих пор использует Иршанский горно-обогатительный комбинат и Вольногорский горно-металлургический комбинат без договоров аренды. По словам председателя Фонда государственного имущества Украины Александра Рябченко, «Крымский титан» практически ничего не платит государству, пользуясь тем, что дело об определении собственника предприятия рассматривается в суде. Потери государства в данном случае составляют 6-7 млн. грн. (0,8 млн. долл.) ежемесячно(2).

Впрочем, этот пример не является исключением. Немало других государственных объектов эксплуатируются крупным бизнесом на, мягко говоря, весьма льготных условиях. В частности, по мнению журналистов и экспертов, после того, как «Укрзалізницю», государственного монополиста в сфере железнодорожных перевозок, возглавил В. Козак, человек, близкий к бизнесмену Ринату Ахметову, его коммерческие структуры, похоже, получили льготные условия пользования железнодорожным транспортом.
Виктор Ткачук
Фонд Сначала Люди
044 281 23 12
democracywatch@peoplefirst.org.ua