Турция в контексте «арабской весны»: региональная стратегия

28 Сентября 2011
И.А.Свистунова,

кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник отдела исследований современной Азии



«Арабская весна», очевидным следствием которой станет трансформация не только политических режимов, но также региональной подсистемы международных отношений, открыла перед Турцией возможность активного участия в формировании нового порядка на Ближнем Востоке. В этом смысле ближневосточное турне премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана (12-15 сентября 2011 г.), включавшее посещение «постреволюционных» Египта, Туниса и Ливии, стало своего рода «программным заявлением» Турции, стремящейся утвердиться на ведущих позициях в новой региональной конфигурации.

Реакция населения арабских стран, встречавшего турецкого премьер-министра восторженными приветствиями, свидетельствует о стратегической выверенности позиции Турции в отношении «арабской весны». Действия турецкого руководства, сразу после начала волнений в Тунисе и Египте обратившегося к правительствам этих стран с призывом удовлетворить «справедливые и законные требования народа», вызывали немало нареканий в поспешности и необдуманности даже среди турецких политологов. Однако время показало, что «арабская весна» не застала Турцию врасплох.

Совершая ближневосточное турне раньше, чем это успели сделать лидеры других государств, заинтересованных в укреплении своего влияния в регионе, Р.Т.Эрдоган стремился обеспечить Турции карт-бланш на «духовное руководство» процессами реформирования арабских стран и встраивания их в обновленную систему международных связей. Пообещав арабским демократиям выполнять функции «советника» в процессе экономических и социально-политических преобразований, Турция обозначила, таким образом, видение собственной роли на Ближнем Востоке.

Одним из способов продвижения национальных интересов Турции в регионе служит развитие экономического сотрудничества, представляющего особую актуальность для арабских стран, экономические проблемы которых стали катализатором смены политических режимов. Турция готова обсуждать долгосрочные экономические планы и подписывать соглашения даже с временной администрацией в условиях неопределенных перспектив стабилизации внутриполитической ситуации в государствах, переживших «арабскую весну».

В Египте премьер-министр Эрдоган заявил о намерении увеличить торговый оборот между двумя странами до 10 млрд. долларов в течение четырех лет. (В 2010 г. данный показатель составил 3,2 млрд. долларов.) Поставлена задача увеличить объем турецких инвестиций в экономику Египта с 1,5 до 5 млрд. долларов. Турция и Египет подписали декларацию о создании Совета стратегического сотрудничества высшего уровня, предполагающего организацию совместных заседаний кабинетов министров двух стран с целью решения широкого спектра вопросов двусторонних отношений. Турция уже опробовала эффективность данного формата межгосударственного сотрудничества с такими ближневосточными странами как Ирак и Сирия, экономические связи с которыми получили мощный импульс развития благодаря новому механизму взаимодействия.

По проекту, подготовленному Турцией, в течение ближайших 7-8 лет планируется создать систему объединенных электросетей, включающую Сирию, Ливан, Иорданию, Палестину, Египет, Ливию, Марокко и Алжир.

В Тунисе был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. Р.Т.Эрдоган говорил об увеличении торгового оборота, военном сотрудничестве, развитии морского сообщения между Турцией и Тунисом, придании столицам двух государств статуса городов-побратимов, обмене опытом в сфере туризма, играющего важную роль в экономике обеих стран.

Турецкий премьер выступил перед министрами иностранных дел Лиги арабских государств в Каире с речью, обращенной ко всему арабскому миру, и вызвал неизбежную аналогию с адресованным мусульманскому миру выступлением президента США Б.Обамы, прозвучавшем в Каирском университете в 2009 г. Следуя логике привлечения симпатий населения арабских стран, которой Турция руководствуется с начала «арабской весны», Р.Т.Эрдоган использовал такие беспроигрышные приемы, как дистанцирование от авторитарных режимов и критика Израиля. Палестино-израильской тематике было посвящено более половины выступления. Премьер-министр Турции обвинил Израиль в безответственных действиях и попрании международного права в ходе блокады сектора Газы и инцидента с гуманитарным конвоем, включавшим турецкое судно «Мави Мармара», а также назвал препятствием мирному урегулированию менталитет израильского руководства, «агрессивная политика которого создает угрозу будущему израильского народа». Призвав международное сообщество во главе с ООН не закрывать глаза на политику Израиля, Р.Т.Эрдоган подтвердил неизменность условий, выполнения которых Турция требует для нормализации турецко-израильских отношений: официальные извинения за нападение на «Мави Мармара», выплата компенсаций семьям погибших и снятие блокады сектора Газы.

Силу воздействия последнего требования на формирование положительного восприятия Турции в арабском мире трудно переоценить. Еще ни одно турецкое правительство не занимало настолько проарабскую позицию, чтобы ставить турецко-израильские отношения в зависимость от палестинской проблемы. Международное положение Турции позволяет ей выступать в роли ведущего поборника решения палестинского вопроса, который в свое время был провозглашен общеарабским делом. Данное обстоятельство приближает Турцию к позиции лидера мусульманского мира и наделяет ее конкурентным преимуществом перед западными странами.

В Ливии Турции уже пришлось столкнуться с западными конкурентами в лице президента Франции Николя Саркози и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, неожиданный совместный визит которых в Триполи и Бенгази, состоявшийся за день до приезда туда Р.Т.Эрдогана, турецкие комментаторы расценили, как стремление не дать турецкому лидеру возможности снискать лавры первого главы государства, посетившего Ливию после свержения Муамара Каддафи. В противовес Франции и Великобритании, объявившим о продолжении военных действий против верных Каддафи сил, турецкое руководство выступило за решение разногласий между ливийцами демократическим путем и привлечение сторонников Каддафи к активному участию в процессе реформ. Турция пообещала отправить гуманитарную помощь в Сирт, остающийся оплотом сторонников Каддафи, и строить отношения с ливийцами на основе равного подхода ко всем группам населения. Сильным аргументом против конкурентов также стали неоднократно прозвучавшие слова Р.Т.Эрдогана о том, что Турция поддерживает политические изменения в арабских странах, желая достойного будущего народам региона, а не преследуя корыстные цели, подобно государствам, рассчитывающим завладеть природными ресурсами Ливии.

Обозначая принципы новых отношений с арабским миром, Турция проводит четкий водораздел между странами региона и внерегиональными силами. Все выступления Р.Т.Эрдогана в ходе турне были пронизаны мотивами общей исторической судьбы, цивилизационной общности, региональной солидарности и единства «большой ближневосточной семьи».

В ближневосточной концепции Р.Т.Эрдогана неразрывное единство региона и вечное братство населяющих его народов превращает любое региональное событие в вопрос, затрагивающий каждое государство. Активная политика Турции свидетельствует о том, что для турецкого руководства это не просто красноречивая риторика, но региональная стратегия, предполагающая вовлеченность в любые значимые процессы на пространстве Ближнего Востока, переживающего время больших перемен.